https://ru.sputnik.kg/20240315/evrosoyuz-centralnaya-aziya-ugroza-bezopasnost-1083432580.html
Зачем ЕС идет на Восток — аналитик о новых контурах безопасности в Евразии
Зачем ЕС идет на Восток — аналитик о новых контурах безопасности в Евразии
Sputnik Кыргызстан
Политика Брюсселя в ЦА не должна способствовать формированию здесь враждебных, националистических настроений и других негативных явлений, которые стали... 15.03.2024, Sputnik Кыргызстан
2024-03-15T16:15+0600
2024-03-15T16:15+0600
2024-03-15T16:15+0600
центральная азия
евразия
европа
политика
отношения
угрозы
колумнистика
https://sputnik.kg/img/07e8/03/0f/1083432864_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_4a4f793f0af2131007763c3d5a1df7e2.jpg
Первая половина этого года в странах Центральной Азии обещает быть щедрой на международные события и дипломатические встречи разного уровня. В апреле в Узбекистане пройдет очередной саммит Евросоюза и ЦА, запланированы также несколько конференций формата "Центральная Азия +" с пока не определенными датами и местами.Примечательно, что впервые в таком диалоге примет участие Великобритания. Формально Лондон представляет теперь отдельную от ЕС политику в регионе, но он может как работать с общими для Запада целями, так и преследовать собственные стратегические интересы. Хотя последние два года центральноазиатские республики и так живут в режиме повышенного внимания со стороны европейских государств, которые не оставляют надежд найти в регионе решение всех проблем международной безопасности и преодолеть все возможные глобальные вызовы. А значит, сезон дипломатических обменов только начинается, и будет он не менее интенсивным, чем в прошлом году.Стратегические переменыНа фоне высокой интенсивности встреч формата "ЕС — ЦА" (как коллективного, так и двустороннего характера) в последние два-три года сегодня никто уже и не вспомнит, что примерно до 2002-го Европа интересовалась Центральной Азией только в контексте проблем безопасности в Афганистане. Долгое время наш регион вообще не рассматривался в качестве приоритетного, а череда невнятных европейских стратегий (2002, 2007, 2019 годы) не содержала ничего особенного, кроме стремления поделиться опытом региональной интеграции, демократизации, борьбы с коррупцией и борьбы за права человека. Страны ЦА ответили тем же: сначала искренне не понимали, чего он них хочет Европа, а затем столь же туманно выразили заинтересованность в развитии всестороннего диалога.Но совсем недавно, в январе, депутаты Европейского парламента приняли резолюцию о пересмотре стратегии Евросоюза в отношении государств Центральной Азии от 2019 года. Документ призывает расширять политическое и экономическое сотрудничество со странами региона, и теперь цели европейцев более конкретны. В резолюции подчеркивается, что ЦА — стратегически важный для Европейского союза регион с точки зрения безопасности и транспортных путей, а также диверсификации энергии и ресурсов, более того, "ЕС крайне заинтересован в развертывании эффективных торговых и энергетических коридоров между Европой и Азией в обход России".В обход здравого смыслаТранспортные планы Европы были известны еще в 2021 году, когда ЕС подготовил для Центральной Азии проект "Глобальные ворота" (Global Gateway), предполагающий усиление взаимодействия двух регионов в сферах транспорта, энергетики и цифровой связи. Однако к активному обсуждению этого проекта Евросоюз приступил только в 2022 году. После начала конфликта на Украине и серии неудач к европейцам вдруг пришло осознание затяжного характера противостояния между Западом и Россией.Сегодня Европа, разорвавшая энергетические и торговые связи с РФ, тревожно смотрит в будущее. Успешность ЕС трудно гарантировать без доступных ресурсов и оптимальных путей их доставки. Именно поэтому европейские политики настаивают на том, что создание альтернативных российскому направлению маршрутов — это "единственный и правильный путь" развития Центральной Азии. Странно, но идея даже находит адептов в регионе.Напомню, главный принцип всех транспортных проектов — это выбор наиболее рационального и оптимального по времени и затратам маршрута доставки грузов. Однако транспортный коридор из ЦА в Европу, который подразумевает транскаспийские маршруты, в условиях неподготовленной инфраструктуры никак не может казаться выгодным. Тем не менее европейцы готовы тратиться, обещают инвестиции и другие преференции.На самом деле центральноазиатским государствам выгодно строительство транспортных маршрутов, которые связали бы регион с остальным миром по любому направлению. В этом контексте очевидно, что формулировка "маршрут в обход России" сугубо политическая. По замыслу европейцев, проект призван сформировать ощущение "долгожданного" достижения нового уровня теперь уже "региональной независимости" от РФ. Хотя давно независимые республики ЦА в этом совсем не нуждаются.Трудно понять, насколько реалистично сами европейцы оценивают перспективы данного маршрута, однако очевидно другое: посредством развития этих и других проектов Европа хочет не просто работать, но и постоянно расширять свое присутствие в Центральной Азии. Такое стремление сейчас необязательно должно иметь экономическую целесообразность. Возможно, эти планы связаны с использованием ЦА как ресурсной базы в будущем. Причем, если европейцы пришли сюда всерьез и надолго, необходимо задуматься, как это повлияет на процессы во всей Евразии. Речь не только об экономических и транспортных вопросах, но и о политике и безопасности.Существует ли европейская угроза?Общество давно привыкло к пониманию традиционных угроз безопасности, которые формируются в Афганистане. Они связаны с влиянием экстремизма или терроризма внутри ЦА либо вообще находящихся в некоем "центре формирования угроз международной безопасности". Сами страны региона, их союзники и партнеры годами вырабатывали собственные подходы к противодействию вызовам и угрозам безопасности в Евразии. Так появились ОДКБ и ШОС, а двусторонний диалог в области военно-политического сотрудничества укрепляется на всех уровнях. Сейчас на евразийском пространстве сформировалась общность государств, которые имеют схожие подходы к оценке и решению проблем безопасности. По крайней мере, так можно говорить о России, Беларуси, странах ЦА и КНР.Но, по мнению ряда депутатов Европарламента, участвовавших в принятии резолюции о пересмотре центральноазиатской стратегии, ЕС может "выступать в качестве альтернативы устоявшимся в ЦА автократическим игрокам". Они "искренне" считают, что союз должен усилить поддержку гражданского общества в регионе и помочь в разработке "дорожных карт реформ", тем самым дав молодому населению "возможность принимать активное участие в формировании будущего своих государств". При этом не следует забывать о стремлении европолитиков приобщать страны ЦА к пресловутым "европейским ценностям" через различные образовательные и научные программы.Европа хочет стать ближе к Центральной Азии, что может стать весьма пугающей и даже угрожающей тенденцией для стабильной системы отношений между евразийскими государствами. Длительная и бесконтрольная работа Евросоюза и коллективного Запада на Украине только ради ослабления России привела к полному коллапсу украинской государственности еще до начала военного конфликта. В этом плане постоянное, расширяющееся присутствие ЕС в ЦА может стать серьезной и долгосрочной угрозой безопасности и стабильности для всего евразийского пространства.Контуры безопасности в ЕвразииАктивизация Евросоюза в Центральной Азии — неизбежный процесс, который давно запущен, однако уровень и степень взаимодействия зависят от государств региона. Несомненно, у ЕС и ЦА есть много проектов, реализация которых может отвечать интересам всех сторон и действительно служить целям устойчивого развития. Но безусловно и другое — сотрудничество не должно быть политически мотивированным, и в нем нет места попыткам оказания политического, экономического давления в угоду определенным целям Запада. И уж тем более политика Брюсселя в Центральной Азии не должна способствовать формированию здесь враждебных, националистических настроений и других негативных явлений, которые стали результатом увлеченности идеями евроинтеграции на Украине.В Хартии европейской безопасности от 1999 года, включенной в Стамбульский документ саммита ОБСЕ, все государства одобрили принцип неделимой безопасности и приняли обязательство не укреплять собственную безопасность за счет других. Однако расширение НАТО на Восток и формирование военных угроз на Украине полностью нивелировали достижения в области безопасности в регионе действия ОБСЕ, поставив под вопрос целесообразность существования этой организации в ее нынешнем виде.Рано или поздно военные действия на Украине будут завершены, и тогда коллективному Западу придется столкнуться с новой реальностью. Стороны будут вынуждены опять разрабатывать правила мирного сосуществования с признанием новых границ в Европе и определением новых контуров равной и неделимой безопасности в Евразии. Тем не менее здесь важно другое — республики Центральной Азии, как часть евразийского пространства и ближайшие союзники России, в той или иной степени будут вовлечены в процесс выработки новых правил, призванных сформировать облик не только Евразии, но и всего мира.
https://ru.sputnik.kg/20240214/kitaj-rossiya-centralnaya-aziya-razvitie-ehkonomika-bezopasnost-sotrudnichestvo-1082705971.html
https://ru.sputnik.kg/20240205/-evrosoyuz-centralnaya-aziya-transport-koridor-logistika-politika-ehkonomika-1082454076.html
https://ru.sputnik.kg/20240304/vladimir-putin-poslanie-obraz-budushchee-politika-mir-spravedlivost-1083148769.html
центральная азия
евразия
европа
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2024
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
Новости
ru_KG
Sputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://sputnik.kg/img/07e8/03/0f/1083432864_40:0:2771:2048_1920x0_80_0_0_785527acc205c89624543a5a53abd9a3.jpgSputnik Кыргызстан
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Эсен Усубалиев
https://sputnik.kg/img/07e7/09/1b/1078957312_752:104:2065:1417_100x100_80_0_0_d0c395fa0e0ea633e996fddfe3473d5e.jpg
центральная азия, евразия, европа, политика, отношения, угрозы, колумнистика
центральная азия, евразия, европа, политика, отношения, угрозы, колумнистика
Зачем ЕС идет на Восток — аналитик о новых контурах безопасности в Евразии
Политика Брюсселя в ЦА не должна способствовать формированию здесь враждебных, националистических настроений и других негативных явлений, которые стали результатом увлеченности идеями евроинтеграции на Украине, отмечает обозреватель.
Первая половина этого года в странах Центральной Азии обещает быть щедрой на международные события и дипломатические встречи разного уровня. В апреле в Узбекистане пройдет очередной саммит Евросоюза и ЦА, запланированы также несколько конференций формата "Центральная Азия +" с пока не определенными датами и местами.
Примечательно, что впервые в таком диалоге примет участие Великобритания. Формально Лондон представляет теперь отдельную от ЕС политику в регионе, но он может как работать с общими для Запада целями, так и преследовать собственные стратегические интересы. Хотя последние два года центральноазиатские республики и так живут в режиме повышенного внимания со стороны европейских государств, которые не оставляют надежд найти в регионе решение всех проблем международной безопасности и преодолеть все возможные глобальные вызовы. А значит, сезон дипломатических обменов только начинается, и будет он не менее интенсивным, чем в прошлом году.
На фоне высокой интенсивности встреч формата "ЕС — ЦА" (как коллективного, так и двустороннего характера) в последние два-три года сегодня никто уже и не вспомнит, что примерно до 2002-го Европа интересовалась Центральной Азией только в контексте проблем безопасности в Афганистане. Долгое время наш регион вообще не рассматривался в качестве приоритетного, а череда невнятных европейских стратегий (2002, 2007, 2019 годы) не содержала ничего особенного, кроме стремления поделиться опытом региональной интеграции, демократизации, борьбы с коррупцией и борьбы за права человека. Страны ЦА ответили тем же: сначала искренне не понимали, чего он них хочет Европа, а затем столь же туманно выразили заинтересованность в развитии всестороннего диалога.
Но совсем недавно, в январе, депутаты Европейского парламента приняли резолюцию о пересмотре стратегии Евросоюза в отношении государств Центральной Азии от 2019 года. Документ призывает расширять политическое и экономическое сотрудничество со странами региона, и теперь цели европейцев более конкретны. В резолюции подчеркивается, что ЦА — стратегически важный для Европейского союза регион с точки зрения безопасности и транспортных путей, а также диверсификации энергии и ресурсов, более того, "ЕС крайне заинтересован в развертывании эффективных торговых и энергетических коридоров между Европой и Азией в обход России".
Транспортные планы Европы были известны еще в 2021 году, когда ЕС подготовил для Центральной Азии проект "Глобальные ворота" (Global Gateway), предполагающий усиление взаимодействия двух регионов в сферах транспорта, энергетики и цифровой связи. Однако к активному обсуждению этого проекта Евросоюз приступил только в 2022 году. После начала конфликта на Украине и серии неудач к европейцам вдруг пришло осознание затяжного характера противостояния между Западом и Россией.
Сегодня Европа, разорвавшая энергетические и торговые связи с РФ, тревожно смотрит в будущее. Успешность ЕС трудно гарантировать без доступных ресурсов и оптимальных путей их доставки. Именно поэтому европейские политики настаивают на том, что создание альтернативных российскому направлению маршрутов — это "единственный и правильный путь" развития Центральной Азии. Странно, но идея даже находит адептов в регионе.
Напомню, главный принцип всех транспортных проектов — это выбор наиболее рационального и оптимального по времени и затратам маршрута доставки грузов. Однако транспортный коридор из ЦА в Европу, который подразумевает транскаспийские маршруты, в условиях неподготовленной инфраструктуры никак не может казаться выгодным. Тем не менее европейцы готовы тратиться, обещают инвестиции и другие преференции.
На самом деле центральноазиатским государствам выгодно строительство транспортных маршрутов, которые связали бы регион с остальным миром по любому направлению. В этом контексте очевидно, что формулировка "маршрут в обход России" сугубо политическая. По замыслу европейцев, проект призван сформировать ощущение "долгожданного" достижения нового уровня теперь уже "региональной независимости" от РФ. Хотя давно независимые республики ЦА в этом совсем не нуждаются.
Трудно понять, насколько реалистично сами европейцы оценивают перспективы данного маршрута, однако очевидно другое: посредством развития этих и других проектов Европа хочет не просто работать, но и постоянно расширять свое присутствие в Центральной Азии. Такое стремление сейчас необязательно должно иметь экономическую целесообразность. Возможно, эти планы связаны с использованием ЦА как ресурсной базы в будущем. Причем, если европейцы пришли сюда всерьез и надолго, необходимо задуматься, как это повлияет на процессы во всей Евразии. Речь не только об экономических и транспортных вопросах, но и о политике и безопасности.
Существует ли европейская угроза?
Общество давно привыкло к пониманию традиционных угроз безопасности, которые формируются в Афганистане. Они связаны с влиянием экстремизма или терроризма внутри ЦА либо вообще находящихся в некоем "центре формирования угроз международной безопасности". Сами страны региона, их союзники и партнеры годами вырабатывали собственные подходы к противодействию вызовам и угрозам безопасности в Евразии. Так появились ОДКБ и ШОС, а двусторонний диалог в области военно-политического сотрудничества укрепляется на всех уровнях. Сейчас на евразийском пространстве сформировалась общность государств, которые имеют схожие подходы к оценке и решению проблем безопасности. По крайней мере, так можно говорить о России, Беларуси, странах ЦА и КНР.
Но, по мнению ряда депутатов Европарламента, участвовавших в принятии резолюции о пересмотре центральноазиатской стратегии, ЕС может "выступать в качестве альтернативы устоявшимся в ЦА автократическим игрокам". Они "искренне" считают, что союз должен усилить поддержку гражданского общества в регионе и помочь в разработке "дорожных карт реформ", тем самым дав молодому населению "возможность принимать активное участие в формировании будущего своих государств". При этом не следует забывать о стремлении европолитиков приобщать страны ЦА к пресловутым "европейским ценностям" через различные образовательные и научные программы.
Европа хочет стать ближе к Центральной Азии, что может стать весьма пугающей и даже угрожающей тенденцией для стабильной системы отношений между евразийскими государствами. Длительная и бесконтрольная работа Евросоюза и коллективного Запада на Украине только ради ослабления России привела к полному коллапсу украинской государственности еще до начала военного конфликта. В этом плане постоянное, расширяющееся присутствие ЕС в ЦА может стать серьезной и долгосрочной угрозой безопасности и стабильности для всего евразийского пространства.
Контуры безопасности в Евразии
Активизация Евросоюза в Центральной Азии — неизбежный процесс, который давно запущен, однако уровень и степень взаимодействия зависят от государств региона. Несомненно, у ЕС и ЦА есть много проектов, реализация которых может отвечать интересам всех сторон и действительно служить целям устойчивого развития. Но безусловно и другое — сотрудничество не должно быть политически мотивированным, и в нем нет места попыткам оказания политического, экономического давления в угоду определенным целям Запада. И уж тем более политика Брюсселя в Центральной Азии не должна способствовать формированию здесь враждебных, националистических настроений и других негативных явлений, которые стали результатом увлеченности идеями евроинтеграции на Украине.
В Хартии европейской безопасности от 1999 года, включенной в Стамбульский документ саммита ОБСЕ, все государства одобрили принцип неделимой безопасности и приняли обязательство не укреплять собственную безопасность за счет других. Однако расширение НАТО на Восток и формирование военных угроз на Украине полностью нивелировали достижения в области безопасности в регионе действия ОБСЕ, поставив под вопрос целесообразность существования этой организации в ее нынешнем виде.
Рано или поздно военные действия на Украине будут завершены, и тогда коллективному Западу придется столкнуться с новой реальностью. Стороны будут вынуждены опять разрабатывать правила мирного сосуществования с признанием новых границ в Европе и определением новых контуров равной и неделимой безопасности в Евразии. Тем не менее здесь важно другое — республики Центральной Азии, как часть евразийского пространства и ближайшие союзники России, в той или иной степени будут вовлечены в процесс выработки новых правил, призванных сформировать облик не только Евразии, но и всего мира.