Экономический центр мира — об итогах года и о приоритетах ЕАЭС

Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Евразийская интеграция в прошлом году проходила под эгидой 10-летия с момента подписания договора об учреждении Евразийского экономического союза в мае 2014 года, итоги деятельности которого и подводились на саммите в Санкт-Петербурге. В целом работа союза была охарактеризована как весьма эффективная с точки зрения стабильного и устойчивого роста как экономик государств "пятерки", так и евразийского региона в целом. По итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета лидеры стран подписали 17 соглашений, направленных на дальнейшее углубление взаимодействия в организации. Были также определены приоритетные сферы деятельности союза в этом году.
Интересно, что датой фактического старта работы ЕАЭС считается 1 января 2015 года, когда этот договор вступил в силу. Тем самым и новый, 2025 год также можно считать юбилейным, если отсчитывать уже период реализации конкретных достижений в рамках союза.
Говоря об итогах, отметим, что, по данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), ЕАЭС завершил 2024 год с позитивной динамикой валового внутреннего продукта (в Армении — на 6,0 процента, Беларуси — на 4,5, Казахстане — на 4,1, Кыргызстане — на 8,4, России — на 4,2). При этом остаются задачи, которые решить в прошлом году не удалось. Речь о гармонизации законодательства о финансовых рынках, возможности применения в союзе электронных цифровых подписей, создании общего рынка энергоресурсов, реализации планов промышленной кооперации, а также о некоторых вопросах обеспечения продовольственной безопасности и снятия барьеров во взаимной торговле и развитии транспорта.
Динамичное развитие международных связей союза за последние 3-5 лет не только указывает на заинтересованность в расширении связей, но и подчеркивает растущий международный авторитет и привлекательность евразийской интеграции в мировых торгово-экономических процессах. Есть все основания полагать, что эта тенденция будет иметь устойчивый характер и в 2025-м. Тем более в этом году председательство в ЕАЭС перешло к Беларуси. Очевидно, что Минск как один из ключевых "двигателей" евразийской интеграции не только приложит все усилия к реализации действующей стратегии экономической интеграции ЕАЭС, но и придаст международному направлению союза собственное, "континентальное" видение. Особенно если принять во внимание высокую дипломатическую активность Беларуси в международной политике, а также членство в ШОС и официальный статус партнера БРИКС. К слову, Евразийский союз, по общему признанию, уже давно рассматривается как неотъемлемая часть новой международной системы торгово-экономических связей, формируемой в рамках БРИКС.

Полюс экономического притяжения

На заседании прошедшего в декабре Высшего Евразийского экономического совета главы государств ЕАЭС утвердили основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2025 год: развитие международной деятельности организации в этом году — продолжение диалога по торгово-экономическим вопросам с ближайшими соседями, развитие сотрудничества с государствами–наблюдателями при союзе, углубление взаимодействия с ключевыми интеграционными объединениями Евразии, Африки и Латинской Америки, международное позиционирование союза как полюса экономического притяжения.
Фактически ЕАЭС таковым уже является — за последние годы серьезно активизировались торгово-экономические отношения между союзом и другими интеграционными объединениями "глобального большинства" (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Торговый союз стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Африканский союз). Для многих стран — участниц этих организаций модель евразийской интеграции выглядит привлекательной, равно как и углубление экономического взаимодействия, ведь ЕАЭС полностью самодостаточное объединение с точки зрения продовольственной и энергетической безопасности. В современном мире это чуть ли не два самых важных фактора в обеспечении устойчивого развития любого государства.
Чего достиг Кыргызстан в 2024 году — мнения экспертов
Лидеры стран союза также отметили необходимость повышения транспортной связанности государств организации с развивающимися рынками третьих стран путем развития евразийских транспортных коридоров и создания условий для ведения бизнеса. Как известно, сейчас идет активное развитие так называемого Евразийского транспортного каркаса, в который входят пять ключевых международных транспортных коридоров — Северный, Центральный и Южный евразийские коридоры, МТК ТРАСЕКА и МТК "Север — Юг", дополненные ответвлениями и региональными маршрутами. Эти артерии, проходящие по Евразии и связывающие ее с другими регионами мира, значительно снижают торговые издержки и упрощают доступ к международным рынкам, в особенности для тех стран, которые находятся внутри континента и не имеют доступа к морю. Иными словами, развитие евразийских транспортных проектов, к примеру, для стран Центральной Азии, приобретает стратегическое значение. Так, официальное начало строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан станет органичной частью новых континентальных коридоров Евразии.

Куда пойдет ЕАЭС?

Торговые соглашения объединения, которые позволяют ему выстраивать отношения с государствами, проявляющими заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве, сейчас являются довольно эффективным и динамично развивающимся форматом отношений. Они уже установлены со странами СНГ, БРИКС, Китаем, Вьетнамом, Сербией, Сингапуром и Ираном. К слову, по результатам саммита ЕАЭС в Санкт-Петербурге вступило в силу соглашение о свободной торговле с Ираном и предоставлении ему статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС. Таким образом, Исламская Республика присоединяется к Узбекистану и Кубе, которые получили этот статус в 2020 году.
Развитие отношений ЕАЭС с Ираном может быть интересно в контексте перспектив полноправного членства этой страны в Евразийском экономическом союзе. Иран за сравнительно короткий срок прошел путь от временного соглашения до статуса страны-наблюдателя в организации. Особая стратегическая значимость Ирана как в контексте формирования общего экономического пространства, свободного от санкций, так и в плане масштабных транспортных коридоров Евразии (Север — Юг) более чем очевидна. И если и обсуждать возможности расширения евразийского союза, то иранское направление представляется наиболее перспективным. Причем настолько, что это может фундаментально повлиять на мировые транспортные, энергетические и торгово-экономические потоки.
В 2024-м также ожидалось, что Монголия подпишет временное соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС, о чем велись весьма активные переговоры в течение года, однако по неизвестным пока причинам Улан-Батор их приостановил. Очевидно, что в этом году обсуждение перспектив подписания временного торгового соглашения ЕАЭС с Монголией может возобновиться.
Тенденции развития ЕАЭС отчетливо указывают на его возрастающее влияние в структуре мировых торгово-экономических связей, а торговые соглашения образуют своего рода "контурные круги" сотрудничества и взаимодействия, которые расходятся далеко за пределы евразийского континента. Тем не менее расширение сферы влияния экономического союза не является целью объединения. В противоположность "закрытой концепции" экономического сотрудничества Европейского союза, которая уже не воспринимается в качестве образцовой, евразийская модель торгово-экономических отношений давно рассматривается многими странами как образец экономических отношений нового, более справедливого мирового порядка.
Как ЕАЭС поможет восстановить промышленность в Кыргызстане — взгляд экономиста