БИШКЕК, 10 фев — Sputnik. Абоненты электросетей возмущены работой электронных приборов учета, которые, по их словам, "накручивают лишние цифры в огромном количестве". Информацию об этом подтвердили в распределительной компании "Северэлектро".
Неприятное удивление
"Мы в недоумении, соседи тоже. Все возмущены этой ситуацией", — сообщила жительница столицы Нургуль Молдогазиева.
Где деньги?
В беседе с корреспондентом Sputnik глава парламентского Комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию Кожобек Рыспаев сообщил, что в 2012 году ОАО "Северэлектро" заключило контракт с китайской компанией ZTE на закупку электронных приборов учета на сумму 6 миллионов долларов. Однако после получения товара Кыргызстан выплатил только 1 миллион 128 тысяч.
"Куда делись остальные деньги? Купленное оборудование просто пылится на складе, его не устанавливают. Почему? Все счетчики должны быть однотипными — это главное условие для их стабильной работы. Но наши распредкомпании закупают разные счетчики у разных поставщиков. Непонятно, зачем это делать, если все оборудование уже закуплено и готово к установке", — сказал депутат.
"Северэлектро" должно было давно уволить большинство своих контролеров. С началом работы новых счетчиков мы нуждаемся только в услугах аварийных бригад, которые будут устранять неполадки на линии, но штат контролеров ОАО не сокращается", — возмутился Рыспаев.
Технические неполадки
Однако в пресс-службе "Северэлектро" корреспонденту Sputnik заявили, что упомянутый Рыспаевым контракт с компанией ZTE был заключен для приобретения оборудования, которое передает данные со счетчиков на сервер распредкомпании. По информации "Северэлектро", приборы работают автономно, но бывает, что сигнал не доходит до сервера из-за технических неполадок, и контролеры вынуждены снимать показания самостоятельно.
"Если во время визита контролера хозяев не окажется дома, он составит показания сравнительно с данными прошлого месяца. Абоненты, которых не устраивает выставленный счет за электроэнергию, могут явиться в службу энергосбыта. Данные откорректируют, и они оплатят фактический объем потребления", — пояснили в пресс-службе.
Плюсы и минусы
Кроме того, в пресс-службе отметили, что в декабре кыргызстанцы использовали на 11 процентов больше электроэнергии, чем в ноябре, а в январе показатели увеличились еще на 4,3 процента.
"Естественно, зимой люди потребляют больше электричества. Именно это является одной из главных причин увеличения сумм в квитанциях", — заявили в компании.
"Умные" счетчики VS депутаты
Экс-глава общественного наблюдательного совета Министерства энергетики и промышленности Асан Давлетов, комментируя ситуацию, заявил, что энергосектор не нуждался в замене трехфазных приборов учета.
"Зря тратим большие деньги. Непонятно, почему убрали трехфазные счетчики, которые оправдывали свою работу. А что касается "умных" приборов, так их можно без проблем купить на любом рынке, ничего особенного в них нет. Наверняка кто-то лоббирует свои интересы… Энергосистема Кыргызстана очень коррумпирована, с этим нужно долго бороться", — сказал эксперт.
Бывший член совета директоров ОАО "Северэлектро" Сапарбек Аргымбаев заявил Sputnik, что после закупки "умных" счетчиков они прошли соответствующую госэкспертизу, которая показала, что приборы функционируют отлично.
Он добавил, что "Северэлектро" еще не завершило работу по обновлению технической базы для бесперебойной работы новых приборов учета. Эксперт не исключает, что именно поэтому возникают сбои в работе сервера распределительной компании.
"Умный" счетчик — это прибор учета потребляемой электроэнергии, который передает показания через передатчик данных — концентраторы. Счетчиком можно управлять удаленно, на дистанции настраивая его параметры при изменении тарифа. Прибор учета может получить команду через Сеть об отключении, если закрепленный за ним абонент вовремя не оплатил счет за свет.