Многие кыргызстанцы понятия не имеют, чем занимаются отдельные госорганы, — какую работу выполняют, что сделать пока не успели и чем вообще эти структуры для нас полезны.
У всех министерств и ведомств есть стратегия работы — крутые программы развития, составленные умными людьми.
Об их работе должны сообщать пресс-службы (ПС), чья задача — давать оперативную и достоверную информацию, исчерпывающие и понятные ответы по рабочим вопросам, за исключением государственных секретов и тайн следствия.
Что сподвигло меня написать эту колонку? Наличие в стране безответственных и ленивых сотрудников ПС.
Суть претензий
Бывает, что сотрудник ПС не способен изложить официальное сообщение простым и понятным языком. Скажем, речь идет об открытии важного подразделения в министерстве. В него вбухали кучу денег и нужно рассказать, почему вложения себя оправдают. Например, новая служба изменит схему уплаты какого-нибудь налога, упростит ее.
По идее, ознакомившись с информацией, предоставленной пресс-службой, человек должен знать, куда теперь идти, чтобы не тащиться туда, где он прежде уплачивал налог, и не слышать: "Пардон, вам теперь в наше новое отделение пойти нужно, мы тут уже не принимаем".
Но на деле все иначе, если в ведомстве скверный пресс-секретарь, составивший дурацкий пресс-релиз, после прочтения которого вообще ничего непонятно.
Тогда корреспондент звонит, чтобы все выяснить. Дальше ситуация развивается по двум сценариям. В первом сотрудник ПС поднимает трубку и обещает дать развернутый ответ через некоторое время. "Щас я проконсультируюсь со специалистами и перезвоню". Ага, ладно. Журналист ждет. Час, второй… — никто не перезванивает. Он вновь набирает номер пресс-секретаря. Тот снова просит подождать. Ок. Проходит время. Рабочий день заканчивается, надо сдавать материал. Звонит опять.
— Алло, ну что там у вас? Узнали?
— Сейчас Бакая Осмоновича на месте нет. Может, завтра закончим?
— Завтра нельзя, с меня сегодня требуют. Может, позвоните ему или дайте номер, я сам все узнаю.
— У нас не принято номера раздавать.
— Послушайте, я же ему по работе звонить буду.
При втором сценарии пресс-секретарь сам не отвечает на звонки. Ну вот не отвечает, и все тут.
Бывает, дозвонишься каким-то чудом до этого чуда — простите за тавтологию, — а он: "Перезвоните, я занят". Чем занят? Последний раз ты делал рассылку для СМИ две недели назад! Вот чем ты, скажи мне, занят?
Зачем ему телефон?
Есть вообще очень интересные типажи. Один из самых ярких — глава пресс-службы одного из министерств. Я работаю в "Спутнике" с января 2017 года, за это время я набирал его номер раз 100, но ответил он только трижды.
Когда кому-либо из нас удается до него дозвониться, вся редакция громко апплодирует счастливчику, потому что ПРАЗДНИК, ПОЛУЧИЛОСЬ! Я вполне серьезно.
На снимке наша Света дозвонилась до этого персонажа с первого раза. Пока гремели аплодисменты журналистов, я подбежал к Федотовой и сделал селфи, чтобы запечатлеть момент редкой удачи. Посмотрите, сколько счастья в ее глазах.
Вы работаете плохо!
Если найдете их в социальных сетях, то подумаете: "Наверное, хорошо работает". Постят на Фейсбуке фотографии, имитирующие бурную рабочую деятельность, улыбаются, сверкают. Загляденье! Нет слов.
Вы работаете плохо! Кто вас принимал на службу и кто платит за такой "труд"? Кто не увольняет вас? Будьте благодарны начальству.
Кстати, если мне повезет, этот материал прочитает какой-нибудь большой начальник в государственной структуре. Присмотритесь к работе вашей пресс-службы. Может, пора задуматься о смене кадров?
Почему я не называю имен? Чтобы не портить отношения. Нам еще работать с ними нужно. К сожалению, именно с ними.
Разумеется, СМИ Кыргызстана сотрудничают с десятками талантливых и добросовестных представителей пресс-служб. Они относятся к своему служебному долгу с большой ответственностью. Они классные, самоотверженные, и журналисты говорят этим людям большое спасибо. Но эта колонка не о них.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции