Если прагматично посмотреть на тот накал страстей, который характеризует попытки значительного сегмента американской элиты уничтожить политическую карьеру Дональда Трампа, то невольно возникает вопрос, пишет Иван Данилов Откуда такая эмоциональная заряженность и неуемное желание остановить президента любым способом, причем срочно и невзирая на то, каким будет ущерб для американской государственности, политической системы и международной репутации? Разве не было в США других лидеров, которых ненавидела часть элиты? Были. Но (за исключением Кеннеди) против них не принимали каких-то экстраординарных мер.
Колумнист агентства Рейтер пишет: "Американский изоляционизм приводит к сомнениям в статусе доллара в качестве мировой резервной валюты". При этом "американский изоляционизм" в данном случае просто эвфемизм для выражения "политика нынешнего президента США". Показательно, что одно из ведущих СМИ планеты говорит о рисках для американской валюты в тех же терминах, которые используют российские официальные лица, указывающие на то, что использование статуса доллара в качестве политического оружия неминуемо подорвет этот статус. Если даже очень сдержанное правительство Германии через министра иностранных дел Хайко Мааса уже заявляет о необходимости создания мировой финансовой инфраструктуры (включая аналоги SWIFT и МВФ), которая будет работать в обход США (а значит, и доллара), можно смело констатировать, что "процесс пошел".
Журнал "Форбс" идет еще дальше и публикует колонку Чарльза Уоллеса с интересным опорным месседжем: "Министр иностранных дел РФ высказался, что страны, которые сталкиваются с санкциями, то есть Иран, Турция и Россия, могут начать использовать собственную валюту для международной торговли, намекая на то, что дни доллара в качестве международной резервной валюты могут быть сочтены. Скорее всего никто не будет более счастлив по этому поводу, чем президент Дональд Трамп".
Критики Трампа указывают, что для США данная система выгодна. И что расплачиваться с экспортерами "зелеными бумажками", которые Штаты могут печатать почти в неограниченных количествах, — это привилегия, позволяющая Америке, с одной стороны, жить не по средствам, а с другой — повторять другим государствам бессмертные слова Джона Конноли (министр финансов США при Рональде Рейгане): "Доллар — это наша валюта и ваша проблема". Однако и сам Трамп, и многие его сторонники считают, что такой взгляд на вещи является непростительной глупостью. Ибо подобная конфигурация приводит к трудноисправимым и подчас очень тяжелым последствиям: в Соединенных Штатах становится невыгодно производить ничего, кроме долларов, там хиреет промышленность, оттуда "уезжают" рабочие места, а умные "страны-победители" массово обменивают полученные "зеленые бумажки" на важные технологии и ресурсы. Кошмар Трампа и его сторонников — это сценарий, в котором от экономики США остается просто один большой "долларовый принтер", а американский человеческий капитал превращается в сборище псевдостартаперов, риелторов, пиарщиков и профессиональных борцов за права меньшинств.
Чтобы предотвратить этот апокалиптический сценарий, о котором Дональд Трамп и его советники по экономической стратегии неоднократно упоминали во время избирательной кампании, нужно как минимум добиться того, чтобы любой импорт в Америку был очень дорогим, а любой экспорт из нее — дешевым. Отсюда торговые войны со всем миром, увеличенные тарифы на китайские товары, конфликты с Евросоюзом, Канадой и Мексикой. Отсюда же — обвинения Китая, Евросоюза и даже России (!) в том, что конкуренты США на мировой арене занимаются валютными манипуляциями против Соединенных Штатов. Трампу нужен именно слабый доллар, потому что без этого его миссия по "выправлению" американского торгового баланса станет совершенно невыполнимой.
Хватит ли у главы США политических возможностей для того, чтобы добиться нужного ему ослабления доллара, — большой вопрос, но он явно не одинок в этом желании. На его стороне не только американский промышленный капитал, но и та часть финансовых воротил, которые, видимо, надеются заработать колоссальные барыши на попытке реиндустриализировать Штаты и на росте американского экспорта. Например, представитель финансового конгломерата "БлэкРок", у которого в управлении активы на 6,288 триллиона долларов, заявил журналистам CNN, что "слабый доллар — это было бы хорошо для американских финансовых рынков".
Если президентство Трампа не будет прервано импичментом, путчем, конституционным кризисом или пулей какого-нибудь "стрелка-одиночки из Далласа", то у него и его союзников будет шанс добиться своего. Вернее, насчет того, чтобы "сделать Америку снова великой", как Трамп обещал избирателям, есть серьезные сомнения, а вот "сделать доллар слабым" скорее всего получится.