12:58 17 июля 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.5663
  • EUR78.2308
  • RUB1.1075
Актриса Самал Еслямова на фотосессии фильма Айка (Ayka) в рамках 71-го Каннского международного фестиваля. Архивное фото

Осколки московской мечты — как снимался фильм о мигрантке из Кыргызстана

© Sputnik / Екатерина Чеснокова
Колумнисты
Получить короткую ссылку
Лев Рыжков
613 0 0

Колумнист Sputnik Лев Рыжков побывал на первом показе фильма "Айка" в России и поделился впечатлениями, а также узнал об интересных деталях съемок.

Этот фильм появлялся на свет очень тяжело. Съемочный процесс занял шесть лет и мог бы идти еще столько же, потому что историю нелегальной трудовой мигрантки Айки режиссер Сергей Дворцевой снимал с минимальным бюджетом и в хронологическом порядке. Но гастарбайтерша оказалась Золушкой. Ее истории рукоплескали в Каннах, а актриса Самал Еслямова получила приз за лучшую женскую роль. Вошла "Айка" и в короткий список номинантов на премию "Оскар".

Между экранным действием и зрительным залом всегда есть дистанция. На экране может твориться что угодно, но зрителю в мягком кресле всегда тепло и хорошо. С "Айкой" эта закономерность зрительского восприятия не работает. Не прямо, не в лоб, но создатели фильма дают понять, что история происходит именно здесь и именно сейчас.

Некоторые совпадения иначе как мистикой не назовешь. Показ проходил в кинотеатре недалеко от Курского вокзала. В какой-то момент в "Айке" показали именно эту улицу и вход в этот самый кинотеатр!

И по погоде жизнь и кино в тот день стопроцентно совпали. На экране было –7 и небывалый снегопад. На улице те же –7, а небывалый снегопад только закончился. В общем, природа подыгрывала искусству. Оказывается, так тоже бывает.

Две версии "Айки": ленту досняли после фестиваля

В фильме рассказывается о 25-летней мигрантке, которая скрывала свою беременность, а когда пришло время рожать, сбежала с работы. Потом, немного оклемавшись, совершила побег в обратном направлении — из роддома на работу. А там уже другая женщина трудится. Да еще и бандиты поставили Айку на счетчик, требуя немедленно вернуть колоссальную сумму…

Режиссер проводит свою Айку по самым неприглядным безднам, через совершенно изуверские испытания. Сыгравшая героиню Самал Еслямова получила премию Каннского кинофестиваля, мне кажется, не из каких-то конъюнктурных соображений. Она действительно выстрадала свою роль, образ получился живым и невероятно трогательным.

"У нас был показ в последний день фестиваля. Мы впервые посмотрели картину на большом экране. Конечно, видели недоработки. Я очень волновалась, и тут ко мне подошла какая-то высокая женщина, обняла меня и мы долго стояли, прижавшись друг другу. Я не знала, кто это, а потом мне сказали: "Это же Кейт Бланшетт!" — поведала Еслямова журналисту Sputnik.

Как признался Сергей Дворцевой, прокатная версия "Айки" отличается от фестивальной примерно на 40 процентов.

"После Канн лента доделывалась. Президент кинофестиваля Терри Фремо посмотрел половину фильма (а мы снимали эту историю в хронологическом порядке), и ему понравилось. За месяц до фестиваля он попросил нас прислать картину, чтобы включить ее в конкурс. Я пообещал. Осталось снять полфильма за месяц. Съемки мы закончить успели, но кое-что осталось недоделанным", — рассказал режиссер.

Про щенков и метафизику

Конечно, этот фильм чуть глубже, чем история метаний нелегальной мигрантки в поисках заработка. Перед нами прежде всего итог погони за московской мечтой. Ближе к концу ленты мы узнаем, что грезы о новой богатой жизни были и у Айки. Она хотела открыть швейный бизнес, но что-то пошло не так. Мечта разбилась и ранила молодую женщину своими осколками.

Перед просмотром я опасался чернушной "клюквы", где водка из горла и гипертрофированные в своей мерзости образы. Но нет. На самом деле все показано, как в жизни: и ночлежки под видом хостелов, и тяжелая работа, и типажи трудовых мигрантов. Так и выглядит жизнь бесправных людей. Никакой сказки, однако и никакого намеренного сгущения красок.

В фильме есть совершенно мистический эпизод. В ветеринарной клинике, куда Айка устроилась на временную работу, лежит такса с кровавой раной. Ее сосут щенки. В какой-то момент они поднимают глаза и пристально, по-артхаусному долго смотрят в камеру.

Конечно, я спросил режиссера, как ему удалось это снять.

"Такса со щенками стала очень важным элементом истории, такой эпизод переводит картину в разряд метафизики. Мне было необходимо, чтобы все щенки смотрели в камеру. Момент просто божественный. Когда я вижу эти глаза, полные жажды жизни, понимаю: вот она — любовь", — отметил Дворцевой.

Кровь на животе псины в символическом эпизоде, к счастью, оказалась ненастоящей.

"Это грим, но она — реально кормящая собака. Мы специально подгадывали съемки, потому что щенки сосут мать всего две недели", — признался режиссер.

В кино пришли люди с улицы

В фильме сыграли всего несколько профессиональных актеров, но в основном в съемках принимали участие люди с улицы. Ветеринара играет настоящий врач. Дворники тоже настоящие.

"Один мужчина приехал на съемки в багажнике. Мы потом предложили ему вызвать такси. Он говорит: "Я в багажнике поеду". Почему? Да потому, что полиция может остановить, чтобы регистрацию проверить. В багажнике спокойнее", — рассказал Дворцевой.

По-хорошему, "Айку" надо смотреть каждому, кто хочет заработать в России. Конечно, одинаковых судеб не бывает — может быть, вам повезет. Но надо иметь в виду и такой финал истории, как у Айки. Он тоже вероятен.

А еще фильм о том, что надо оставаться человеком. Особенно, когда это невозможно.

По теме

Фильм о мигрантке из Кыргызстана откроет международный кинофестиваль
Теги:
кино, Мигранты, фильм "Айка", Самал Еслямова, Сергей Дворцевой, Москва

Главные темы

Орбита Sputnik