Кандидат в мастера спорта по боксу признался, что до второго класса бегал от дворовых драк за помощью к маме, мечтал быть военным и не умел шутить.
— Как прошло ваше детство?
— Я жил недалеко от Ошского базара и часть своего детства провел в довольно странных компаниях не из самого высшего общества (смеется). Могу сказать, что я не был пай-мальчиком.
Пацаном продавал воду — наберу в чайник и хожу по рынку. Кружка — рубль, тогда рубли еще были советские (смеется).
Зато в школе учился в математическом классе, и школьные друзья были все ребята умные, воспитанные. Дворовые друзья тоже были хорошие ребята, но из другой части жизни, абсолютно из другого слоя общества.
Вообще-то я "горячий" таласский парень (смеется). Я, как и мой отец, родился на родине Манаса — в городе Таласе. Мои предки жили в селе Кировском (Кара-Буура), переехав туда из Украины.
— Вы всегда шутили и подтрунивали?
— Всегда был спортсменом и с юмором особо не дружил. Хотел быть военным. И предположить, что когда-то в жизни начну писать, конечно, не мог.
Хотя ребенком я был впечатлительным, придумывал различные истории и рассказывал их друзьям. Что-то вроде "У нас во дворе есть тайные пластины, на которые нельзя наступать, потому что можешь провалиться в бездну". И все вместе мы начинали искать эти плиты, я в том числе (смеется).
Шутить по-настоящему стал в классе девятом, когда начал играть в КВН. В школьной команде кто-то был балагуром и шутником от природы, кто-то нет. Как показали жизнь и практика, можно научиться хорошо шутить и преуспеть в этом. Конечно, если есть желание.
А в мир под названием КВН меня привела старшая сестра, которая на тот момент училась в университете и играла в университетской команде. И наш школьный КВН организовала тоже она. Так получилось, что мы сразу стали играть в университетской лиге.
Любили играть в "Разминке" — у нас получалось быстро думать (смеется). Потом команда распалась, но с Лешей Рядовым и Виталиком Паком мы играли в университетской команде и за сборную Кыргызстана.
— Наверное, поступив в вуз, сразу принялись за КВН?
— Нет, от игр я сознательно отказался на первом курсе, потому что они отнимали очень много времени. В 11-м классе и на первом курсе не играл в КВН — учился. Это был вообще императив, потому что в школе немного упустил базу и пришлось догонять, чтобы не выглядеть дураком среди умных людей (смеется). У нас была сильная группа — очень умные ребята, победители олимпиад.
Кстати, над этим проектом мы работаем в том числе и с моей сестрой Таней, которая когда-то привела меня в КВН, а теперь я привел ее в работу над сценариями.
— Первый ваш успех на "шутливом" поприще?
— Мы впервые за 33 года с нашей сборной из Кыргызстана попали в эфир на Сочинском фестивале.
Сначала были с командой на "Голосе Азии" — были там "прицепчиком". А затем самостоятельно выиграли лигу в Бишкеке, Алматы и Челябинске. Тогда мы изменили вообще отношение к кыргызскому КВНу, и с тех пор кыргызские команды выигрывают (улыбается).
— А проигрыши?
— Конечно, бывало, что проигрывали, как без этого. Но мы как-то никогда не убивались из-за этого. В какое-то время нам показалось уже неинтересным шутить так, как мы делали до того. Пытались новаторствовать — хотелось какой-то эстетики, чуть более тонкого юмора, чего-то нового, может быть, даже парадоксального… Короче, своего взгляда на юмор. Но публика не всегда воспринимала наши новшества — зритель желал чего-нибудь простого.
Ну подумаешь — эксперимент не удался, зато было интересно. Просто творческий поиск.
— А трудности были?
Конечно были. Случались авралы, когда за ночь надо было придумать конкурс. Не спишь, думаешь: "Зачем мне это вообще нужно?".
Мы часто перемещались в непростых условиях. Трое с половиной суток в зимнем поезде Бишкек —Москва, я вам скажу, пережить нелегко (смеется). А каково нашим мигрантам?
По Казахстану на маршрутках поколесили немало. В Челябинск лететь, например, не было возможности — то есть случались малобюджетные путешествия. Но это, наверное, есть в жизни любого кавээнщика.
— В КВН вы на чем специализировались?
— Я никогда не стремился на сцену, хотя иногда выступал, но всегда был сценаристом. То есть, собственно, занимался тем же, чем и сейчас.
— После окончания университета наступила скучная взрослая жизнь?
— Я выбрал авантюрный путь, вместо того чтобы работать системным программистом. Так что скучно не было.
Правда, мама никак не могла смириться с мыслью, что ее сын — профессиональный кавээнщик: "Что ты там делаешь — прыгаешь, бегаешь, пляшешь? Так и будешь до старости? С этим тебе придется непросто!".
И в чем-то, наверное, она была права. Так я проработал два года, но это послужило мне плацдармом, трамплином для моего сегодняшнего дня. С ребятами из компании Yellow, Black & White я познакомился именно там.
— Трудно ли было покорять Москву?
— У меня нет душещипательной слезливой истории типа, как трудно мне давалось покорить Москву. Двоих моих товарищей — Жанната Керимбаева и Эльдияра Кененсарова — и меня друзья позвали сюда на работу.
На тот момент КВН я придумывать умел, а вот скетчи — нет. В проекте "Даешь молодежь" нами были написаны сотни скетчей, из которых в программу входили лишь единицы. Очень трудно было научиться мыслить по-телевизионному.
Эльдияр Кененсаров спустя полгода решил вернуться в Бишкек, и не зря — сейчас капитана команды КВН "Азия Mix", кино- и телепродюсера знает вся страна.
— Как родилась "Кухня"?
— Взяли мы котелок, добавили топор и сварили кашу (смеется). Был момент, когда, помимо скетчей, назрело желание сделать что-то другое, но не менее интересное. А параллельно у коллег Игоря Тудвасева, Димы Яна и Паши Данилова родилась идея сделать историю про ресторан.
В Бишкеке, когда я был студентом, отработал в ресторане два года, его устройство мне было понятно, как, впрочем, и моим коллегам.
Имея большой жизненный опыт (смеется), начали вспоминать реальные истории, ярких шеф-поваров, забавные конфликты, официантов, директоров ресторанов и придумывать — вот так и получилась "Кухня".
— Сколько человек работает над сериалом?
— В авторской "кухне" 15 человек, которые вместе придумывают направление, затем она делится на группы, которые пишут сценарии новых серий по отдельности.
— Секрет хорошего сценария?
— (Смеется) Если бы кто-то его знал, то все сценарии были бы очень хорошие. Секрет в том, что никто не знает, в чем секрет.
Необходимые условия — много труда и беспощадность к своему творчеству. Артисты должны попасться такие, чтобы сыграли все так, как задумано, и даже лучше. Хорошие актеры всегда играют чуть лучше и интересней, чем это задумано.
— Каверзный вопрос: зачем вы уложили Жаныл Асанбекову в постель к Игорю Вернику?
— Подумали: а почему бы нашим артистам не доставить удовольствие? (смеется). Сюжет выстраивался очень интересным, и нам показалось, что ЭТО будет неожиданно.
Уборщица отказывает шеф-повару: "Мы не можем быть вместе!" — это по-хорошему взрывает мозг, удивляет зрителя и смешит.
— Наверняка на съемочной площадке происходит такое… Расскажите что-нибудь, о чем не знает зритель "Кухни".
Когда мы снимали "Кухню в Париже", нам жутко "везло" с погодой — дождь начинал идти именно в те моменты, когда мы останавливали съемки, а в единственный за всю командировку выходной лил страшный ливень. То есть нам жутко "повезло". Проскочили.
Ну а вообще на съемках много интересного и необычного, всего не упомнишь и не расскажешь (смеется).
— Какую настоящую кухню вы предпочитаете?
— Я всеяден, но люблю открывать для себя новые блюда. Недавно попробовал в Китае жареных тараканов и жуков. Кстати, запускаем "Кухню в Китае" (смеется).
— Кроме "Кухни", каких новых проектов ждать от вас?
— Осенью на СТС стартует новый проект "Как я стал русским". Обещаю, что будет очень смешно и зрелищно. Также совместно с компанией "Уолт Дисней" делаем полнометражный фильм, но это пока секрет.