03:35 05 июля 2020
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD77.1102
  • EUR86.6140
  • RUB1.0938
Экономика
Получить короткую ссылку
135810

Эпидемиологическая ситуация заставила многих предпринимателей пересмотреть привычный формат работы. Некоторые кыргызстанцы решили не приостанавливать свое дело на время карантина, а перенести его в новые реалии. Как у них это получилось, читайте в материале Sputnik.

Пока коронавирус и режим чрезвычайного положения переносят нашу жизнь из оффлайна в онлайн, предприимчивые кыргызстанцы адаптируют свое дело к новым обстоятельствам. Мы собрали несколько поучительных историй об этом.

Домашние онлайн-тренировки — опыт фитнес-тренера

Айгерим, фитнес-тренер (фамилия не указана по просьбе респондента) 

"Как выпускница балетной школы, я преподаю растяжку и barre — это такой упрощенный фитнес с элементами классического балета. На тренировки с удовольствием ходили женщины за 60, причем занимались они старательнее других.

Фитнес-тренер Айгерим во время занятий (фамилия не указана по просьбе респондента)
© Фото / Из личного архива респондента
Фитнес-тренер Айгерим
Когда нашу студию закрыли на карантин, меня охватила тревога, так как преподавание пока мой единственный источник заработка. Встал вопрос, на что покупать продукты, как содержать ребенка... Надо было срочно что-то придумать, чтобы заработать.

Сначала я вела прямые эфиры с тренировками в Instagram. Когда заговорили о продлении режима ЧП, запросов на занятия стало ощутимо больше, но я не всегда успевала проводить их из-за домашних хлопот. Тогда решила ввести оплачиваемые онлайн-тренировки, объявила о запуске в своем рабочем профиле.

В то же время я регулярно публиковала посты, делилась отчетами о домашних тренировках, мотивирующими видео. Тогда я не думала, что схема сработает, тем более без платной рекламы, на которую элементарно не осталось денег. Однако люди начали интересоваться предложением, некоторые записывались и оплачивали занятия. И да, онлайн-тренировки стоят в два раза дешевле обычных. 

Сейчас со мной занимаются шесть девушек, с большинством из них я не работала ранее. Тренировки проходят трижды в неделю по вечерам.

За все это время я перепробовала несколько приложений: в одном так и не удалось разобраться, в другом портилось качество изображения, а вот третье оказалось наиболее удобным".

Онлайн-консультации и корпоративные вебинары — опыт юристов

Наргиза Абдраимова, управляющий партнер юридической компании 

"Мы решили заранее обезопасить своих сотрудников и максимально сократить физические контакты еще до введения чрезвычайного положения, поэтому с 16 марта компания перешла на онлайн-формат.
Управляющий партнер юридической компании Наргиза Абдраимова
© Фото / Самат Бараталиев
Управляющий партнер юридической компании Наргиза Абдраимова

Безусловно, к такому мы никогда не готовились, но решения принимали быстро: предстояло перенести всю нашу базу в облачные хранилища, договориться с сотрудниками о порядке работы в новом формате, грамотно выстроить коммуникации… В общей сложности подготовка заняла один-два дня.

Спектр услуг пришлось сократить. Если раньше мы, например, предлагали лицензирование и регистрацию юридических лиц, то сейчас оказываем только те услуги, которые не требуют контакта с госорганами: проводим консультации, занимаемся экспертизой и исследованием документов.

С введением ЧП многие предприниматели оказались в сложной ситуации, поскольку никто не был готов к форс-мажору и резкому переходу на удаленную работу. Когда стало понятно, что горожане минимум месяц просидят дома, клиенты начали звонить с просьбой об онлайн-консультациях, а организации просили провести вебинары.

Сегодня часть услуг бесплатна, а часть будет платной. Мы и до ЧП проводили бесплатные консультации, разъясняя простые вопросы по телефону и в мессенджерах. В новых условиях консультации для граждан останутся бесплатными.

Платно проводятся корпоративные онлайн-консультации. Что это такое? Мы организуем вебинар с бухгалтером, кадровиком и другими ключевыми сотрудниками компании и отвечаем на накопившиеся вопросы, к примеру, как в дистанционном режиме изменить договор, работать с клиентами. Иначе говоря, все то, что мы раньше делали в офисах, теперь можно организовать в мессенджерах. Для компаний удобны такие индивидуальные вебинары, потому что мы обсуждаем конкретные кейсы, сохраняя при этом коммерческую тайну.

Кроме того, мы понимаем, что многим кыргызстанцам сейчас приходится нелегко: думаю, люди повально сталкиваются с незаконным увольнением, бизнес претерпевает трудности, потому что кто-то, скажем, не применяет оговорку о форс-мажоре. В то же время объем работы у нас сократился, высвободилось время, которое мы можем посвятить оказанию услуг pro bono, то есть бесплатно. Речь идет не о консультациях, а о конкретных делах.

Кстати, мы уже планируем частично оставаться на удаленной работе даже после отмены режима ЧП. Сотрудникам нравится такой формат, но они хотели бы посещать офис для встреч с клиентами и решения неотложных задач. Кроме того, мы решили: ориентироваться не на количество рабочих часов, а на результативность по конкретным проектам; увеличить нагрузку на онлайн и электронные сервисы, которые предлагают госорганы. К примеру, перевести в электронный формат подачу запросов на информацию, подачу документов на лицензирование, регистрацию ОсОО и прочее".

Онлайн-формат для клиентов из разных стран — опыт образовательных курсов

Чолпон Уламбекова, телеведущая, основатель образовательной академии 

"Еще до введения ЧП мы наблюдали за опытом других стран и понимали, что может ожидать нас в будущем. Уже тогда команда была готова к тому, что предстоит наладить "дистанционку". Мы решили действовать заранее и озадачились съемкой всех необходимых материалов по маркетингу, в том числе рекламных роликов. Эта предварительная подготовка ощутимо облегчила процесс.

Телеведущая ОТКР, журналист Чолпон Уламбекова
© Фото / Сулайман Кулуев
Телеведущая, основатель образовательной академии Чолпон Уламбекова
Ролик сделали с юмором и включили туда простой посыл: "Чем ты можешь заняться во время пандемии коронавируса? Смотреть сериалы? Закупаться туалетной бумагой и гречкой? Принимать душ из санитайзера? Или провести время с пользой, пройдя обучение в нашей академии".

Выбирая из нескольких направлений, мы сконцентрировались на двух онлайн-курсах: SMM и ораторское искусство. Мобильную съемку оставили для оффлайн-продвижения. Тогда же было решено запустить небольшой сайт.

Затем стартовал набор людей на курс. Около 30-40 первых клиентов составили люди, проживающие за пределами Кыргызстана: девушка из ОАЭ, парень из Южной Кореи, женщина из Кувейта... Спрос на курсы из других стран наблюдался и ранее, правда, мы все время отодвигали запуск онлайн-формата то ли из-за страха, то ли из-за чего-то еще. Ситуация с коронавирусом стала своеобразным волшебным пинком.

Доля клиентов из Кыргызстана не так уж велика, и это понятно: люди не знают, что будет завтра, и берегут деньги, тем более что сейчас много бесплатного в онлайн. Однако следует помнить, что бесплатное в бизнесе — это такая приманка, которую дают попробовать, а потом все становится платным. Мы же хотим быть честными с клиентами.

Онлайн-курсы организованы так: клиенты проходят регистрацию, мы добавляем их в закрытую Telegram-группу, куда скидывается вся нужная информация, например, когда и как проходят занятия. Чаще всего используем в работе Zoom, в некоторых случаях — Skype.

В группах не больше 15 человек, чтобы каждому можно было уделить достаточно внимания. По сути, информационная часть онлайн-курсов не отличается от оффлайн-формата, разница лишь в живом общении.

Помимо прочего, мы продолжаем делиться с подписчиками полезными роликами, поддерживая таким образом связь. На рекламу решено не тратиться: "выхлоп" от нее сейчас не такой серьезный, как хотелось бы.

В кризис спрос сохраняется, но лишь часть заинтересовавшихся становятся клиентами: из тысячи спросивших про курсы запишутся максимум 30. Нужно быть к этому готовым.

Мы стали готовить новые курсы, менее затратные. Нельзя сказать, что компания сейчас зарабатывает: наша задача — удержаться на плаву и сделать так, чтобы у сотрудников были деньги прокормить свои семьи".

Фотосессия "на удаленке": опыт фотографа на карантине

Жибек Молдоева, фотограф 

"Меня вдохновила идея итальянского фотографа, который начал проводить съемки в FaceTime (технология видео- и аудиозвонков). Я решила попробовать ради интереса, опубликовала несколько работ — и теперь у меня полная запись до конца апреля. Эти съемки можно коммерциализировать, но пока я снимаю ради опыта и творческого удовлетворения.

Фотограф Жибек Молдоева на выездах зарубеж
© Фото / Анна Лабунская
Фотограф Жибек Молдоева
Сначала мы находим подходящее место, после чего у меня в голове складывается образ. Я могу подсказать, как лучше приодеться, спрашиваю, какие есть аксессуары. Важно, чтобы в этот момент модель находилась дома одна, иначе на снимках будет чувствоваться смущение. Как фотограф, я направляю модель и ловлю нужный ракурс.

Дезинфекция грузового автомобиля на блок-посту в одном из населенных пунктов Ошской области
© Фото / пресс-служба правительства/ Алишер Алиев
Я сделала вывод, что для творчества нет границ: скажем, на днях провела съемку с Кипром. Оказалось, что дома всегда можно придумать что-то интересное. Поверьте, дать девочкам повод лишний раз нарядиться и накраситься — это сейчас необходимо".

Ранее мы поинтересовались у экспертов и предпринимателей, что они думают о будущем бизнеса в Кыргызстане. Все мнения собраны в одном материале

По теме

Мои продажи рухнули на 90 процентов — коронавирус атакует бишкекский бизнес
Выживет ли кыргызстанский бизнес в кризис? Честное мнение предпринимателей
Теги:
услуги, онлайн, кризис, коронавирус, бизнес, Кыргызстан

Главные темы

Орбита Sputnik