Пока коронавирус и режим чрезвычайного положения переносят нашу жизнь из оффлайна в онлайн, предприимчивые кыргызстанцы адаптируют свое дело к новым обстоятельствам. Мы собрали несколько поучительных историй об этом.
Домашние онлайн-тренировки — опыт фитнес-тренера
Айгерим, фитнес-тренер (фамилия не указана по просьбе респондента)
"Как выпускница балетной школы, я преподаю растяжку и barre — это такой упрощенный фитнес с элементами классического балета. На тренировки с удовольствием ходили женщины за 60, причем занимались они старательнее других.
Сначала я вела прямые эфиры с тренировками в Instagram. Когда заговорили о продлении режима ЧП, запросов на занятия стало ощутимо больше, но я не всегда успевала проводить их из-за домашних хлопот. Тогда решила ввести оплачиваемые онлайн-тренировки, объявила о запуске в своем рабочем профиле.
Сейчас со мной занимаются шесть девушек, с большинством из них я не работала ранее. Тренировки проходят трижды в неделю по вечерам.
За все это время я перепробовала несколько приложений: в одном так и не удалось разобраться, в другом портилось качество изображения, а вот третье оказалось наиболее удобным".
Онлайн-консультации и корпоративные вебинары — опыт юристов
Наргиза Абдраимова, управляющий партнер юридической компании
"Мы решили заранее обезопасить своих сотрудников и максимально сократить физические контакты еще до введения чрезвычайного положения, поэтому с 16 марта компания перешла на онлайн-формат.
Безусловно, к такому мы никогда не готовились, но решения принимали быстро: предстояло перенести всю нашу базу в облачные хранилища, договориться с сотрудниками о порядке работы в новом формате, грамотно выстроить коммуникации… В общей сложности подготовка заняла один-два дня.
Спектр услуг пришлось сократить. Если раньше мы, например, предлагали лицензирование и регистрацию юридических лиц, то сейчас оказываем только те услуги, которые не требуют контакта с госорганами: проводим консультации, занимаемся экспертизой и исследованием документов.
С введением ЧП многие предприниматели оказались в сложной ситуации, поскольку никто не был готов к форс-мажору и резкому переходу на удаленную работу. Когда стало понятно, что горожане минимум месяц просидят дома, клиенты начали звонить с просьбой об онлайн-консультациях, а организации просили провести вебинары.
Сегодня часть услуг бесплатна, а часть будет платной. Мы и до ЧП проводили бесплатные консультации, разъясняя простые вопросы по телефону и в мессенджерах. В новых условиях консультации для граждан останутся бесплатными.
Кроме того, мы понимаем, что многим кыргызстанцам сейчас приходится нелегко: думаю, люди повально сталкиваются с незаконным увольнением, бизнес претерпевает трудности, потому что кто-то, скажем, не применяет оговорку о форс-мажоре. В то же время объем работы у нас сократился, высвободилось время, которое мы можем посвятить оказанию услуг pro bono, то есть бесплатно. Речь идет не о консультациях, а о конкретных делах.
Кстати, мы уже планируем частично оставаться на удаленной работе даже после отмены режима ЧП. Сотрудникам нравится такой формат, но они хотели бы посещать офис для встреч с клиентами и решения неотложных задач. Кроме того, мы решили: ориентироваться не на количество рабочих часов, а на результативность по конкретным проектам; увеличить нагрузку на онлайн и электронные сервисы, которые предлагают госорганы. К примеру, перевести в электронный формат подачу запросов на информацию, подачу документов на лицензирование, регистрацию ОсОО и прочее".
Онлайн-формат для клиентов из разных стран — опыт образовательных курсов
Чолпон Уламбекова, телеведущая, основатель образовательной академии
"Еще до введения ЧП мы наблюдали за опытом других стран и понимали, что может ожидать нас в будущем. Уже тогда команда была готова к тому, что предстоит наладить "дистанционку". Мы решили действовать заранее и озадачились съемкой всех необходимых материалов по маркетингу, в том числе рекламных роликов. Эта предварительная подготовка ощутимо облегчила процесс.
Выбирая из нескольких направлений, мы сконцентрировались на двух онлайн-курсах: SMM и ораторское искусство. Мобильную съемку оставили для оффлайн-продвижения. Тогда же было решено запустить небольшой сайт.
Затем стартовал набор людей на курс. Около 30-40 первых клиентов составили люди, проживающие за пределами Кыргызстана: девушка из ОАЭ, парень из Южной Кореи, женщина из Кувейта... Спрос на курсы из других стран наблюдался и ранее, правда, мы все время отодвигали запуск онлайн-формата то ли из-за страха, то ли из-за чего-то еще. Ситуация с коронавирусом стала своеобразным волшебным пинком.
Доля клиентов из Кыргызстана не так уж велика, и это понятно: люди не знают, что будет завтра, и берегут деньги, тем более что сейчас много бесплатного в онлайн. Однако следует помнить, что бесплатное в бизнесе — это такая приманка, которую дают попробовать, а потом все становится платным. Мы же хотим быть честными с клиентами.
В группах не больше 15 человек, чтобы каждому можно было уделить достаточно внимания. По сути, информационная часть онлайн-курсов не отличается от оффлайн-формата, разница лишь в живом общении.
Помимо прочего, мы продолжаем делиться с подписчиками полезными роликами, поддерживая таким образом связь. На рекламу решено не тратиться: "выхлоп" от нее сейчас не такой серьезный, как хотелось бы.
В кризис спрос сохраняется, но лишь часть заинтересовавшихся становятся клиентами: из тысячи спросивших про курсы запишутся максимум 30. Нужно быть к этому готовым.
Мы стали готовить новые курсы, менее затратные. Нельзя сказать, что компания сейчас зарабатывает: наша задача — удержаться на плаву и сделать так, чтобы у сотрудников были деньги прокормить свои семьи".
Фотосессия "на удаленке": опыт фотографа на карантине
Жибек Молдоева, фотограф
"Меня вдохновила идея итальянского фотографа, который начал проводить съемки в FaceTime (технология видео- и аудиозвонков). Я решила попробовать ради интереса, опубликовала несколько работ — и теперь у меня полная запись до конца апреля. Эти съемки можно коммерциализировать, но пока я снимаю ради опыта и творческого удовлетворения.
Ранее мы поинтересовались у экспертов и предпринимателей, что они думают о будущем бизнеса в Кыргызстане. Все мнения собраны в одном материале.