БИШКЕК, 17 ноя — Sputnik. Депутаты Жогорку Кенеша вынесли на общественное обсуждение новый проект Конституции и законопроект о референдуме.
Предлагается назначить референдум (всенародное голосование) на всей территории Кыргызстана 10 января.
Выдержки из справки-обоснования:
Введение института Народного курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за форсирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие, так сказать, новшества.
Курултай
- Законопроект предлагает установить высший совещательный, консультативный и координирующий орган народовластия в форме Народного курултая (статья 7 Конституции);
- Народный курултай осуществляет свою работу во взаимодействии с президентом, Жогорку Кенешем, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами;
- Народный курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты торага Народного курултая, президента, торага Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления;
- порядок формирования, а также организация и деятельность Народного курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.
Президент
- Президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может избираться на 5 лет, но не более двух сроков;
- переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что Президент должен назначать главу правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша;
- Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должностей;
- Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране;
- для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается предусмотреть в Конституции, что деятельность правительства обеспечивается администрацией Президента;
- с учетом уроков октябрьских событий 2020 года предлагается установить, что в случае досрочного прекращения Президентом полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового президента исполняет глава правительства;
- в случае невозможности исполнения полномочий Президента главой правительства полномочия Президента осуществляет торага Жогорку Кенеша.
Парламент
- С учетом требований народных масс о переформатировании институтов президента и правительства одновременно предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться конституционным законом;
- формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления Президента;
- парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами КР;
- с учетом практики законодательной деятельности предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы с включением в их число Президента и главы правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.
Правительство
- Правительство состоит из главы правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов;
- структура и состав правительства определяются президентом;
- Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению Президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.