Еще в 2013 году Институт ЕврАзЭС направил письма руководству России, Казахстана и в соответствующие интеграционные структуры с предложением об организации Первых Евразийских игр в казахстанском Уральске (к 400-летию со дня основания города).
Но, несмотря на поддержку инициативы акимом Западно-Казахстанской области, проект не получил своего развития главным образом из-за инертности чиновников ЕврАзЭС и ЕЭК. А между тем сама жизнь подталкивает руководителей стран Евразийского экономического союза к тому, чтобы данный проект состоялся.
Состязания как способ давления
Спорт, как известно, эффективный инструмент поддержания мира на планете, призванный перевести темную энергию агрессивной конкуренции в честные и открытые состязания на спортивных площадках. А в нынешних условиях, когда Запад взял курс на максимальное сужение круга контактов и партнеров стран ЕАЭС, участие последних в мероприятиях мирового уровня чрезвычайно важно еще и с геополитической точки зрения.
В принципе реакцией на подобное могут стать действия двух типов. Можно активнее пристраиваться к существующим спортивным — западным — форматам, а можно создавать свои аутентичные альтернативы.
Примером первого типа реагирования стали Первые Европейские игры в Баку в июне 2015 года.
Я уже писал, что сравнивая Первые Европейские игры с, например, совокупностью чемпионатов Европы, вряд ли можно найти хотя бы пять отличий. И поскольку особых отличий нет, возникает вопрос: зачем нужно было нивелировать значение чемпионатов Европы организацией какой-то специальной "спортивной солянки"?
В принципе, было понятно, зачем руководство Азербайджана пошло на организацию названных игр (стремление Баку вывести страну на более высокий уровень международных коммуникаций и прочее), однако зачем же множить чужие сущности? Тем более что Запад, что называется, "по полной" использовал Игры в Азербайджане в своих политических целях, оказав беспрецедентное давление на руководство Азербайджана.
Так, коалиция НПО "Спорт за права" (Sport for Rights) направила письмо президенту Европейского олимпийского комитета Патрику Хикки с просьбой потребовать от Баку освободить политзаключенных. Затем бундестаг Германии принял резолюцию, обвиняющую руководство Азербайджана в нарушении прав человека. Более того, ни один из лидеров стран – членов ЕС не посчитал нужным посетить Первые Европейские (!) игры.
Евразийскому пространству нужны иные – Евразийские игры. В этом и состоит здоровая и позитивная альтернатива Западу, монополизирующему спортивную отрасль и использующему ее в своих интересах. Ведь даже Олимпийские игры оказались сегодня на грани их превращения в еще один способ ведения "гибридной войны" против неугодных.
Традиционные соревнования соседей
Олимпийские игры, как известно, берут свое начало в Древней Греции. Но соревнования за звание самого сильного, быстрого и ловкого были во все времена у самых разных народов. Славянские, тюркские и другие евразийские народы имеют долгую историю состязаний в самых разных областях – в борьбе, конных скачках, кулачном бою, стрельбе из лука, владении холодным оружием и т.п. У некоторых народов Евразии эти традиции утеряны, у некоторых сохранены, но сегодня интерес к традициям предков возрастает.
Уверен, телевизионные трансляции Евразийских игр будут собирать многомиллионные аудитории – не меньшие, а то и большие, чем нынешние чемпионаты Европы и мира по уже поднадоевшим традиционным видам спорта.
Спорт в странах Запада сегодня развивается в направлении его все большей технократизации (пример – автогонки "Формула" и разного рода экстремальные виды спорта), а потому становится занятием для избранных – тех, у кого есть деньги и соответствующее дорогостоящее оборудование. А Евразийские игры могли бы стать началом обращения человечества к своим природно-историческим истокам, способностям и национально-культурным идентичностям.
В России уже трижды состоялись соревнования с названием "Евразийские игры", которые по набору видов состязаний, на самом деле, были – как и Игры в Баку — все теми же европейскими. Но с 2010 года в РФ проводятся Кавказские игры, в которых возрождаются такие традиционные виды спорта, как борьба на поясах.
Замечу, что в 2014 году в Кыргызстане стартовали Первые Всемирные игры кочевников, в которых приняли участие спортсмены из всех стран ЕАЭС, включая Казахстан и Россию. То есть процесс пошел.
На евразийском пространстве все более популярными становятся традиционные виды спорта, в том числе связанные с культурой кочевников — казахов, кыргызов и других народов Центральной Азии, русских и украинских казаков, калмыков, а также горских народов.
Думаю, именно эти игры и следует в будущем объединить и перевести в формат полноценных Евразийских игр. То есть, Игры кочевников, Кавказские игры, Игры сибирских народов или Славянские игры могут остаться как спортивные состязания некоторых тюркских, кавказских, славянских и прочих народов Евразии. Но соревнованиями, сравнимыми по масштабу и превосходящими по красочности Олимпийские игры, могут и должны стать именно Евразийские игры, со штаб-квартирой в Астане.
Не принижая значения олимпийского движения, а также важности проведения международных соревнований самого разного свойства, считаю важным возродить традиционные состязания славянских, тюркских, кавказских и иных евразийских народов в формате один раз в два года.
Важнейшей составляющей Евразийских игр, помимо чисто спортивных состязаний, неизбежно станут и культурные фестивали. Полагаю, что Евразийские игры вполне могут стать символом не только честных состязаний, но также единства и самобытности евразийских культур.
Думаю, что за Евразийскими играми будущее спортивного движения на континенте Евразия, и это один из тех больших проектов, которые сегодня жаждут страны ЕАЭС.
Полагаю, что страной, связующей различные инициативы и преобразующей их в единое и мощной спортивное евразийское движение, базирующееся на евразийской цивилизационной культуре, мог бы и должен стать Казахстан как ведущая степная, а значит, конная держава Евразии.
Великая степь должна стать пространством единения евразийских народов.
Уверен, сегодня всем народам Евразии как никогда необходимо не только экономическое, но и культурное единство. И спорт мог бы стать его важнейшим фактором.
Единство и взаимопонимание — вот что нам нужно в наступающем, 2016 году!