— 24 июня депутаты в первом чтении одобрили запрет на импорт, производство и реализацию полиэтиленовых пакетов и синтетических рыболовных сетей. Что вы об этом думаете?
Получается, мы хотим разрушить производство и заменить его импортом. Для чего? Якобы экологическая необходимость. Но это ведь полная ерунда.
— А есть какие-нибудь данные?
— Эксперты говорят, что для возмещения ущерба, наносимого природе при производстве бумажного пакета, он должен быть использован – относительно полиэтиленового – не менее 10 (!) раз. Более подробные данные можно найти в исследовании "Comparison of the Effects on the Environment of Polyethylene and Paper Carrier Bags. Federal Office of the Environment", цифры которого однозначно доказывают, насколько больший вред наносят бумажные пакеты, нежели полиэтиленовые. Навскидку могу вспомнить следующее:
- для производства бумажного пакета требуется в четыре раза больше энергии, чем для производства полиэтиленового;
- большая часть бумаги производится из дерева, вырубка лесов идет в огромных масштабах;
- производство бумажных пакетов на 70 % больше загрязняет воздух и в 50 раз сильнее загрязняет воду, нежели производство полиэтиленовых. Большая часть крафт-бумаги изготовлена путем нагрева щепы под давлением на высоких температурах и с химическими добавками;
- переработка килограмма пластмассы требует на 91 % меньше энергии, чем килограмма бумаги.
— Что же нужно делать, дабы победить "целлофановые поля"?
— Ну как раз не "целлофановые", а полиэтиленовые. Целлофан – это продукт переработки древесной целлюлозы. А полиэтилен – продукт полимеризации этилена. На солнце и открытом воздухе он подвергается термоокислительной деструкции (термостарению) с выделением альдегидов, кетонов, перекиси водорода и других сложных веществ.
Кстати, в Ташкенте проводили очень интересный эксперимент на основе одной разработки, используя простейший термопресс. В одной из махаллей запустили производство декоративных отделочных панелей. В качестве сырья использовали листья, траву, камыш и полиэтилен. Очень красивые панели получались, а главное – дешевые и долговечные. Из этого района ни одного грамма полиэтилена в отходы не попадало.
— Но ведь переработка макулатуры у нас налажена уже давно, а для полиэтилена надо все это заново создавать…
— С переработкой у нас далеко не все хорошо. Мало того что требуется больше электричества, так еще и почти вся офисная бумага у нас прямиком перерабатывается в гигиеническую – туалетную. Тогда как в развитых странах бумага последовательно меняет свою классность при переработке – от длинноволокнистого сырья, используемого для производства самой дорогой бумаги, до самого короткого, используемого для гигиенической. До 10-12 циклов переработки, а соответственно новой жизни, проходит бумага. А у нас сразу любую бумагу – в туалетную… Хотя нет, не всю. Как раз крафт-бумагу, из которой изготавливают бумажные пакеты, и картон в туалетную бумагу не перерабатывают. Их… выкидывают. Единственная, вроде, даже на территории ЦА фабрика, которая может такую макулатуру перерабатывать, – Токмокская картонная, но ее оборудование настолько устарело, что с тем объемом крафт-бумаги, который попадет к нам в отходы, если пройдет этот закон, она не справится.
– Так зачем вводить бумажные пакеты?