Это раньше высказать свое "фе" в адрес чиновников можно было, написав письмо в газету или пожаловавшись большому начальнику. Теперь же добиться справедливости реально через гневный пост в соцсети.
Sputnik Кыргызстан выяснил, как и где нужно писать, чтобы сообщение дошло до адресата.
"Дизель" — это традиционное место для всякого скафнежа, и он по-прежнему в первой пятерке самых посещаемых сайтов нашей страны. В Фейсбуке же сидит огромное количество продвинутых людей (я в хорошем смысле). Обмен информацией там идет очень быстро", — рассказала она.
При этом больше шансов на успех, если вы зарегистрированы под собственным, а не выдуманным именем.
"Однажды я задала вопрос Министерству иностранных дел. Через три дня мне прислали отсканированное официальное письмо с ответом. Я была в восторге! Да, три дня — это многовато, но ведь это было письмо с печатью и подписью! По-моему, это замечательно", — говорит Марголис.
Основатель популярной Фейсбук-группы "Черный список" — нам не понравилось" Михаил Рогожин утверждает, что примерно одна из двадцати жалоб кыргызстанцев адресуется именно ведомствам. Однако зачастую реакция чиновников на онлайн-критику оставляет желать лучшего.
"К ШОС на центральных улицах красили дома. Просьбу жителей закрыть им окна и балконы клеенкой строители проигнорировали и наглухо их закрасили. Причем в таких местах, где человек без подготовки достать не может. А там пенсионеры живут, отмыть окна не могут. После того как жильцы пожаловались в Фейсбуке, пришел чиновник и стал ругать жильцов: мол, что, вы окна отмыть не можете?" — рассказал Рогожин.
Впрочем, нередки случаи, когда проблема действительно решается, отмечает он.
"Буквально вчера кто-то пожаловался, что один из магазинов выставляет мусор на газон между тротуаром и проезжей частью. Через какое-то время кто-то из мэрии отчитался: "Магазин наказан, такого больше не повторится!" — говорит Рогожин.
Мэрские меры: как добиться результата, не обивая порогов высоких кабинетов
Первыми вести активную работу в социальных сетях начали работники мэрии. Главный специалист отдела по связям с общественностью при Бишкекском муниципалитете Ажар Алапаева утверждает, что за ответными действиями муниципальных служб на критику горожан следит сам мэр столицы Албек Ибраимов.
По ее словам, заместители акимов, а также "Тазалык", "Зеленстрой" и другие городские службы уже год как наладили связь с населением по вотсапу. И это стало возможным благодаря стараниям главы пресс-службы Гули Алмамбетовой, которая "не одну тонну слез" пролила пока проект заработал.
"За год количество жалоб уменьшилось. Возьмем, например, вотсапы замакимов: если в прошлом году ежедневно к каждому из них приходило по 20 жалоб, то сейчас всего 5 сообщений в неделю. Стало на порядок меньше негативных сообщений, связанных с мусором", — подчеркнула Алапаева.
По ее словам, легче всего попасть в поле зрения работников мэрии через личное сообщение в Фейсбуке. Также пресс-служба отслеживает Твиттер и даже Инстаграм: для этого нужно воспользоваться хештегами #Бишкек и #Мэрия.
Мы не инопланетяне! — как госслужба заговорила по-человечески
Сотрудница пресс-службы МВД Елена Аильчиева, у которой в Фейсбуке почти 5 тысяч друзей и 1 200 подписчиков, уверена: социальные сети хороши тем, что там можно услышать "непричесанное", настоящее мнение граждан. И в ответ кыргызстанцы могут получить важную информацию, изложенную простым языком, а не сложными терминами.
"Люди относятся к госорганам, как к чему-то абстрактному, чужому. Соцсети — это способ показать, что госслужащие — такие же люди, как и вы. Они имеют свои эмоции, предпочтения. Это не инопланетяне!" — говорит Аильчиева.
Она ведет свою страничку согласно нормам приличия, в первую очередь не позволяет себе угрозы, оскорбления человека по национальному, религиозному или языковому принципу.
По словам сотрудницы пресс-службы МВД, легче всего получить информацию, "тегнув" кого-либо из сотрудников МВД или написав сообщение в личку.
Пост сотрудника в Твиттере — это не призыв к действию!
Однако есть еще государственные органы, которых технический прогресс пока не затронул. В отличие от многих кыргызстанских ведомств, у Национального банка КР нет аккаунтов ни в одной социальной сети. Все странички с названием НБ КР — фейки.
По словам руководителя пресс-службы Нацбанка Софьи Балакиной, публикуемая там информация— прогнозы, аналитика, комментарии — не имеет к реальности никакого отношения. Она отметила, что причина отсутствия официальных страничек регулятора — высокий уровень ответственности за каждую букву.
"В пример можно привести ситуацию на валютном рынке, когда население, руководствуясь слухами, может вызвать искусственный ажиотаж и, скупив ту или иную валюту, обрушить рынок. Не все же у нас профессиональные финансисты и аналитики, которые в состоянии взвешенно принимать решения. Кому-то достаточно сплетни, чтобы бежать в обменку и покупать на последние деньги валюту или, наоборот, срочно от нее избавляться", — рассказала Балакина.
"Если уж мы туда идем, то должны работать качественно, а не ради галочки. Не хочется, чтобы у нас была мертвая и неактуальная страничка", — подчеркнула она.
Руководитель пресс-службы все же отметила, что участие Нацбанка в социальных сетях — необходимость. Балакина пообещала, что официальные аккаунты НБ КР все-таки появятся в Фейсбуке и Твиттере до конца года.