Задание редакции в потертом синем блокноте: написать истории трех самых жестоких бишкекских преступлений. Я изо всех сил пытаюсь не отстать от своего спутника. Оперативнику, который на протяжении 20 лет проходит по этому лабиринту из стен и кабинетов, невдомек, что кто-то может быть излишне медлительным из-за неудобных туфель. Кажись, пришли.
"А, я поняла! Здание специально спроектировали так, чтобы на рабочее место могли попасть самые выносливые: этакая проверка на профпригодность", — пытаюсь я разрядить обстановку.
Нелепая шутка отразилась на лбу собеседника недоумением. "Что вы хотите от меня услышать?" — он суетливо переставил с места на место черный пластмассовый бюст Ленина.
"Я хочу увидеть то, что видели вы. Расскажите о том, что вы так и не смогли забыть", — последовал ответ.
История 1. Последнее суйунчу
— Алло, любимая.
— Ты же мне пять минут назад звонил!
— Я уже скучаю по тебе. Пойдем вечером в кино!
— Постараюсь. Сегодня в гости должен прийти папин друг. У него ребенок родился. Суйунчу…
Торопливо проходим в зал. Накрыт стол, поблескивают хрустальные фужеры, расставлены фарфоровые тарелки. В гостиной молодая девушка и 15-летний юноша, скорее, совсем еще ребенок. Они были мертвы. И не думайте, что это аккуратные следы от пуль, как показывают в фильмах, нет, это кровавое месиво. У мальчишки нет половины черепа. На стенах кровь, мозги. Девушка инстинктивно пыталась защитить себя от смерти – прострелены руки.
В котельных тоже два трупа – отца и матери. Больше всего досталось взрослым — перед смертью их били. Преступники не оставили после себя ни отпечатков пальцев, ни каких-либо других улик.
Через несколько часов мы беседовали с женихом застреленной невесты. "Она сказала, что придет товарищ ее отца и ей надо накрыть на стол. Дескать, у него родился ребенок. Потом я пытался дозвониться до нее, но телефон был отключен. У нас свадьба вот-вот должна быть. Уже и дату выбрали", — делился юноша.
Оказалось, что и на торжество родители успели подкопить. Желание завладеть чужими деньгами – чем не повод? Семья зажиточная, желающих покуситься на чужое добро всегда много. Мы стали отрабатывать окружение главы семейства. Сразу всплыл некто Б. Успешный бизнесмен, но игрок. Оперативная группа долго пыталась расколоть его, но доказать вину нам не удалось.
Тем временем пришли распечатки телефонных звонков. Оказалось, что именно Б. был в момент убийства в доме на улице Линейной. Мы понимали, что он не мог действовать в одиночку. Проработали список контактов покойного и вышли на некоего М.
"Я не знал, что мне надо будет убивать", — признание из уст 30-летнего таксиста выглядело, как мольба. Цена жизни четырех человек – золотые побрякушки и сто долларов.
— А преступники обычно сразу признаются?
— Хе-хе, нет конечно. Почти никогда такого не случается. Но у М. за баней мы нашли орудие убийства. Ему сложно было придумать правдоподобную версию, почему обрез нашелся именно у него.
— Кошмар, за какую-то мелочь всю семью убить…
— Да у нас за сто сомов убивают! Вот я сейчас историю расскажу…
История 2. Старый магнитофон
2012 год. Мы движемся вниз по Советской. Солнце, апрель, весна. Сплошные "крылатые качели". У БЧК уже толпа людей. В центре скопления народа маленький мальчик. Точнее, то, что от него осталось. Вспухший труп ребенка лет пяти в воде пробыл несколько дней. Ручки-ножки связаны за спиной. Как? зачем? Чтобы не всплыл. Сразу пробили по базе, где пропал ребенок. Оказалось, это малыш из жилмассива "Ак-Ордо". Пропал три дня назад. Мать мальчика тяжело болеет, отец с утра до ночи таксует.
Стали пробивать версии, кому выгодно убийство мальчика, у которого не было ни мобильника, ни денег. Поступила информация, что малыша видели пару дней назад с некой К. Дескать, женщина просила милыстыню в городской подземке. Мальчик, по словам очевидцев, сидел с ней рядом.
"Вы знаете, как люди охотно подают, если у меня на руках ребенок. Да, иногда я прошу детей посидеть со мной", — делилась со следователями секретами бизнеса подозреваемая. Правда, родителей "арендованных" малышей К. в известность не ставила. Юристами это квалифицируется как похищение.
Ко мне в кабинет ворвалась мать погибшего ребенка. "Я вспомнила! Мой сын говорил о том, что пойдет в гости к своему другу Б.", – сообщила женщина. Ровесник мальчика проживал по соседству. В день убийства он с мамой и папой выехал из города в гости. За домом попросили проследить родственника.
Неприятный тип, злоупотребляет алкоголем, ворует вещи, сдает бутылки — мы сразу поняли, что надо вплотную заняться этим человеком. Запросили информацию у сотового оператора: в день убийства мужчина находился в районе БЧК.
"Этот мальчик пришел ко мне, попросил позвать моего племянника. Я ему ответил, что его нет дома. А он меня обвинил в том, что я хочу украсть магнитофон сестры. Я не хотел его убивать", — признался в содеянном Д. Одного удара по голове оказалось достаточно, чтобы ребенок умер. Д. сел в тюрьму надолго.
— Ужас какой!
— Да, иногда кажется, что страшнее быть не может, но преступники доказывают обратное. В советское время если убийство, то люди из Москвы приезжали, расследование, всех на уши поднимали. А теперь мы перестаем даже удивляться.
— По телевизору постоянно показывают крутых киллеров, которые людей пачками убивают. Вот в сознании и отложилось, что нет человека – нет проблемы.
— Да, некоторые вообще перестали воспринимать это как нечто из ряда вон выходящее. Вы же слышали про случай в парке Ататюрка? Про изнасилование девушки?
— Да, сейчас весь город об этом жужжит.
— Вообще выродок!
Следователь протягивает мне "Нокию". На экране – голова девушки. Глаза закрыты. Волосы пшеничные, лежат кудряшками. И в черепе дыра с ладонь.
История 3. Преступление в парке
28 мая в 16.00 в 4-ю горбольницу поступила девушка. Ее очень сильно избили – мы потом найдем камень со следами крови: огромный, как буханка, килограммов на 30 тянет. СМИ пишут, что она якобы сумела выползти из кустов. Неправда. Она не могла ходить: только лежала и чуть слышно стонала. Ее старушка одна услышала, которая и вызвала "скорую". Почему средь бела дня никто не слышал ее криков? Да потому, что это было в полукилометре от чертового колеса. Там мало кто появляется.
Установлено, что ее изнасиловали где-то в час дня. Она успела сказать, что это был Дима из "Кызыл-Аскера". И еще, что если бы после изнасилования она не пригрозила милицией, он бы не стал ее бить.
Оказалось, похожий парень работает охранником в торговом центре по улице Киевской. Вы не представляете, как нагло он себя вел! Его коллеги даже попытались силой отбить подозреваемого! Пришлось даже выстрелить в воздух, чтобы задержать его.
Он уже признался, что совершил преступление. У него нашли сотовый телефон девушки. Знаете, что меня в этой истории поразило? По нашей версии, он в 13.00 бил по голове беззащитного человека огромным булыжником, а спустя несколько часов приступил к работе. Даже отгул не взял!
…Когда здание ГУВД осталось далеко позади, а моя сумка наполнилась документами и ориентировками, мой собеседник догнал меня. "Можно не давать имена жертв и преступников? Родственники, сами понимаете. Они-то ни в чем не виноваты. И мое имя лучше скрыть", — в 17-й раз предупредил оперативник. Я клятвенно заверила, что не буду этого делать.