Как кыргызстанцу вернуть покупку на Ebay и шубу по гарантии — советы юриста

© Sputnik / Алексей Куденко / Перейти в фотобанкПокупательница во время примерки шубы в магазине. Архивное фото
Покупательница во время примерки шубы в магазине. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
15 марта во всем мире отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Sputnik Кыргызстан поговорил с директором единого правового центра "Вигенс" Владимиром Плужником и узнал, как можно вернуть бракованный утюг или норковую шубу, купленную летом на распродаже.

© Фото / предоставлено Владимиром ПлужникомРуководитель правового центра "Вигенс" Владимир Плужник
Руководитель правового центра Вигенс Владимир Плужник - Sputnik Кыргызстан
Руководитель правового центра "Вигенс" Владимир Плужник

Юрист отметил, что в основном кыргызстанцы обращаются за тем, чтобы вернуть товар и получить потраченные деньги, и дал несколько советов, как поступать в различных ситуациях.

— Можно ли вернуть товар, купленный дистанционно в интернет-магазине?

— Не только можно, но и нужно. Как таковых интернет-магазинов в природе не существует. За ними всегда стоит либо частный предприниматель, либо хозяйствующий субъект. Если вдруг вам товар не понравился, вы имеете законное право без объяснения причин в течение пяти дней, не распаковывая покупку, сдать ее обратно. То же самое можно сделать в простом магазине, только срок здесь уже 14 дней.

Контрольно-кассовые машины (ККМ) в одном из супермаркетов Бишкека - Sputnik Кыргызстан
Потребителей просят жаловаться на отсутствие кассовых чеков по номеру 194
Необходимо учитывать, что все это возможно только при наличии товарного чека. Поэтому при покупке даже в интернет-магазине требуйте через курьера чек, где будет указана дата приобретения товара.

Если вы покупку все-таки открыли и она оказалась бракованной, то имеете полное право в течение гарантийного срока требовать возврата денег, обмена или ремонта. Если гарантийный срок не был установлен продавцом, то он устанавливается на шесть месяцев со дня продажи.

— Ну хорошо, у бытовой или электронной техники должна быть гарантия. А как быть, если купил обувь или, например, шубу?

— У всех изделий есть гарантийный срок. Даже у купленной летом на распродаже норковой шубы есть срок, в течение которого покупатель имеет право на ремонт, уценку и возврат денег. Срок устанавливается продавцом — может, день-два, а может, и 16 лет. Все зависит от продавца, это его законное право.

Причем срок должен быть записан в гарантийном талоне. Но если продавец не установил его, то гарантия по закону действует в течение шести месяцев. При этом для сезонных товаров (например, обуви, одежды) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, а не с момента покупки.

— В магазинах чек получить не проблема, а как быть, если покупки совершаешь на рынке?

— Закон КР "О защите прав потребителей" регулирует отношения как при покупке товара в магазине, так и на вещевом и промтоварном рынках. Самое главное — иметь закупочный акт или товарный чек от продавца. К слову, все реализаторы об этом знают, но хитрят и в 99 процентах случаев не выдают документ. Согласно статье 17 данного закона, потребитель имеет равные права на гарантийный ремонт, обмен, возврат денег за товар, купленный на рынке или в маркете.

— Но как быть не с товаром, который можно пощупать, а, например, с услугами или авиабилетами?

Продавец-консультант салона сотовой связи, во время работы. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Откровения продавца электроники в Бишкеке: 5 вещей, которые меня бесят
— Если вылет самолета перенесли по халатности авиакомпании, а не по погодным или техническим причинам, то ущерб взыскать можно. В случае нарушения установленных сроков начала вылета авиакомпания уплачивает пассажиру за каждый час просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов от стоимости билета. Если купивший авиабилет не смог совершить путешествие, то единственно объективной причиной возврата денег может стать только болезнь несостоявшегося пассажира или его близких родственников.

При этом нужно быть готовым к тому, что авиакомпания имеет право провести проверку подлинности справки о болезни и выяснить диагноз.

Лента новостей
0