В беседе на радио Sputnik Кыргызстан эксперт объяснил, как человека могут убить конфеты или соль для ванн и почему он считает строительство альтернативной дороги север — юг опасным проектом.
— Три года назад вы говорили о новой наркоугрозе — спайсах, курительных смесях — и отмечали, что ими можно "начинить" даже жевательную резинку или конфету. Какие новые угрозы стоят перед наркоборцами сегодня?
— Наркотики видоизменяются и становятся все более опасными. Распространение спайсов, метамфетаминов и прочей "синтетики" обретает глобальный характер. Эксперты отмечают, что потребление героина снижается, а потребление спайсов и "метов", наоборот, растет. Эти наркотики не надо колоть внутривенно, их легче достать, а люди все время хотят новых ощущений. Так что спрос рождает предложение.
— В 1980–1990 годах говорили о главной опасности синтетических наркотиков (экстази, "крэка", ЛСД) — почти моментальном привыкании к ним. Как обстоят дела сейчас?
— Современная "химия" в разы сильнее той, которая была популярна 20-30 лет назад. Она наносит непоправимый вред не только психическому, но и физическому здоровью, "убивая" все внутренние органы. А главной опасностью таких наркотиков стала их легкодоступность.
— Вы имеете в виду низкие цены?
— И это тоже, но здесь важны другие аспекты. Существует отлаженная технология производства героина и его разновидностей ("слез Аллаха" и других), но для этого производства нужны как минимум посевы опиумного мака, люди, которые его выращивают, собирают и привозят в лабораторию. Далее, как известно, нужны люди, которые организуют доставку, продажу и прочее. А в случае со спайсами и другой "химией" все намного проще. Гипотетически их можно изготовить даже в домашних условиях — по рецепту, скачанному в Darknet.
Например, кинологические службы "заточены" на обнаружение наркотиков, которые имеют запах: марихуана, гашиш, опий, героин. А у "синтетиков" нет запаха — более того, правоохранители даже не знают, как они могут выглядеть.
— Значит, старые виды наркотиков со временем просто перестанут производить?
— Спайсы захватили практически весь мир, но героин, марихуана и другая "классика" не исчезнут, хотя их действительно становится меньше.
— Какой зловещий смысл появился у слова "классика"…
— Увы. Кстати, сегодня работать на опережение не успевают и медики. Они четко знают, что делать с героиновыми наркоманами — клинические протоколы расписаны очень подробно. Первый шаг — детоксикация, второй — психологическая реабилитация, и так далее… Но что делать с новой угрозой, не знает никто. У спайсовых наркоманов зависимость сильнее, и сопровождается она мощными психозами.
— А вообще люди, употребляющие "синтетику", поддаются лечению?
— Мы уже обращались к международным экспертам, но ни силовики, ни медики, ни психологи не могут дать однозначный ответ. Единственное, что сегодня противопоставляется этой угрозе, — система раннего оповещения о новых психоактивных веществах, так называемая Early Birds ("ранние пташки"). Она действует на базе Европейского центра мониторинга наркотиков и наркоситуации, уже есть первые результаты. Объясню на примере Нидерландов, которые присоединились к "ранним пташкам".
Мы побывали в Европейском центре мониторинга, провели переговоры и попросили включить в систему Кыргызстан. Но, к сожалению, в этот "элитный клуб" принимают не всех. Есть жесткие требования: организация работы на английском языке, обеспечение доступа к дипломатическим каналам и так далее. Поэтому хочется обратиться к нашим МИД, МВД и другим структурам: Кыргызстану необходимо как можно скорее присоединиться к Early Birds!
— Получается, новая "синтетика" с каждым годом будет забирать все больше жизней, чем старые наркотики?
— Да. Смертельная передозировка спайса составляет буквально сотые доли грамма, а его доступность и легкие формы употребления привлекают даже тех, кто никогда не пробовал наркотики. Судите сами, что легче — вколоть вещество в вену или просто понюхать, покурить, принять ванну с "волшебной" солью? Ответ очевиден. Большая опасность в том, что новые наркотики вам могут просто подсунуть в виде обычных сигарет, конфет, банки с медом. То есть вы рискуете употребить их, даже не подозревая об этом.
— В последнее время многие эксперты говорят о террористической угрозе из Афганистана, предупреждают, что с появлением там "Исламского государства" значительно увеличатся посевы опиумного мака, а соответственно и производство героина. Ведь продажа наркотиков — один из главных источников дохода террористов.
— В Афганистане сосредоточен целый узел проблем. Там давно создана необходимая инфраструктура для производства наркотиков, и сейчас вся эта "машина смерти" перепрофилируется с "классики" на "синтетику". Афганские наркодельцы способны производить сотни тонн синтетических наркотиков, завалить ими черный рынок и предложить бросовые цены.
Но мало произвести тонны "зелья" — его еще надо транспортировать через границы нескольких стран. Поэтому очевидно, что будут активированы всевозможные пути наркотрафика, в том числе через Кыргызстан.
— Говорят, наши границы довольно плотно закрыты. Мы ведь периодически получаем сообщения о задержании партий наркотиков…
— Правильно, работа ведется колоссальная. Но сейчас у нас строят альтернативную дорогу север — юг, и это наверняка приведет к активации так называемого "нарынского рукава" наркотрафика. Сегодня в Нарынской области нет ни одного пункта досмотра, ни одного КПП и всего три-четыре наркоборца на весь регион. Поэтому необходимо работать на опережение, организовав мощный заслон наркотикам на этом направлении.
— А как организовать этот заслон?
— Во-первых, объединить усилия со всеми странами Центральной Азии, усилить охрану мест, где возможно проникновение контрабандистов. Во-вторых, найти формы взаимодействия с другими государствами, чтобы вместе разработать меры по обнаружению и противодействию. Но все это надо делать уже сегодня, не откладывая…
— Насколько велика "синтетическая" угроза для кыргызстанцев?
— В этом году только в Бишкеке провели уже четыре крупные спецоперации, были задержаны сотрудники некоторых развлекательных заведений. Нашим спецслужбам и правоохранителям удалось обезвредить транснациональную группировку, проникнуть в лаборатории, которые охранялись при помощи дронов, разрушить международный канал трафика "синтетической смерти" и раскрыть схему отмывания средств с использованием Интернета. Было еще несколько мероприятий, в ходе которых изъяли 20 килограммов спайса, но информация о них пока засекречена.
— Как простые граждане могут противостоять наркотической "химии"?
— В советское время профилактика наркопотребления сводилась к тому, что нас пугали: дескать, один раз попробуешь — и все, станешь наркоманом. Тем не менее шесть моих одноклассников умерли от наркотиков.
— Воспитательная работа по "запретительному" принципу действительно дает обратный эффект. Запретный плод сладок. По данным некоторых исследований, более 10 процентов несовершеннолетних после таких "лекций" решают попробовать наркотики. Поэтому очень важно, чтобы профилактическую работу проводили специально обученные педагоги и правоохранители. Не менее важно объяснять родителям способы профилактики наркопотребления.
Значительную роль в этом деле играют и СМИ. Гражданам просто необходимо понять, что наркотики не щадят никого.
* Террористическая организация, запрещенная в Кыргызстане, России и других странах.
Почитайте также интервью соотечественницы, за плечами у которой два десятка лет "на героине", два тюремных срока и смертельная болезнь.