О том, как определить, что вы зависите от алкоголя, влияет ли на это наследственность, а также к чему приводит злоупотребление психотропными веществами, рассказал нарколог Эмиль Камчибеков.
— Читала блог одного нарколога. Так вот, чтобы лучше понять своих пациентов, он пробовал героин, кокаин, спайс и описывал их губительные последствия. Вы хотя бы раз в жизни употребляли психотропные вещества?
В итоге я смыл все в унитаз и испытал невероятное облегчение. С тех пор все мои "конфискации" заканчиваются таким образом — без размышлений. Мне не стыдно признаться в том, что я испугался. Лучший способ не проиграть наркотикам — не искушать себя даже из желания пощекотать нервы.
— Расскажите о своих пациентах, кто они?
— Первое место среди пациентов нарколога занимают силовики, по обе стороны баррикад. Бизнесмены — это второй по распространенности тип пациентов. И, наконец, последний — богема общества. Политики тоже пользуются моими услугами, особенно в экстренных ситуациях.
— Какой случай из практики обескуражил даже вас?
— В моей практике была история, которая не вписывается в общепринятые стандарты логики. Молодой человек лечился от героиновой зависимости. Ремиссия длилась 10 лет, потом он сорвался. И через два-три дня после начала употребления наркотиков он умер от передозировки, закрывшись в своей квартире.
Родные не могли попасть к нему несколько дней. Затем братишка залез в окно и нашел тело.
Следующим моим пациентом из этой семьи стал младший брат. Казалось бы, он своими глазами видел, к чему приводят наркотики, но это его не остановило.
— Как часто к вам обращаются женщины? Что становится причиной алкозависимости у них?
Увеличение числа алкозависимых дам наблюдалось в начале 2000-х. Подавляющее число клиенток были в возрасте от 40 до 45 лет, жены состоявших бизнесменов. В анамнезе у большинства — бедное детство, тяжелая юность и стабильный достаток ближе к 40, когда они могут позволить себе все.
Им не нужно работать, дети не нуждаются в опеке, а мужья слишком заняты собой. И от скуки они начинали выпивать. Сначала мартини, потому что это вкусно и модно, потом джин, дальше более крепкий алкоголь. Они спивались за пару-тройку лет… Эта маленькая группка составила половину моих пациентов. Спустя 3-5 лет число алкозависимых женщин уменьшилось.
— Расскажите о своем последнем наркозависимом пациенте, которого не удалось спасти.
— Женщина позвонила недавно, просила срочно приехать, голос взволнованный. Дорогой дом, меня встретила успешная дама, на полу лежал парень. Он умер за 20 минут до моего приезда. Я должен был попробовать его спасти, но реанимация не дала никаких результатов. Констатировал смерть.
И вот женщина ползает перед телом на коленях и целует восковидные пожелтевшие пальцы на ногах сына. Разговаривает с ним, как с живым, просит его встать, умыться, ведь ему завтра на работу…
Историй с хорошим концом больше, случаев выздоровления достаточно. Недавно я встретился с пациентом, который проходил у меня лечение в 2008 году. У него было очень много денег и желание пробовать все новое. Я объективно оценивал ситуацию — большинство его знакомых были наркозависимыми, при таком раскладе победить пристрастие сложнее. Ему пришлось уехать из страны. С момента нашего последнего сеанса в 2009 году он больше не употреблял наркотики.
— Почему вы выбрали специальность нарколога? Это очень сложная работа, пациенты буйные…
Были ужасающие по горечи и трагизму ситуации, трагикомичные сюжеты тоже имели место. Приезжаем, например, на вызов, а там мужчина весь зеленый. Ночью он решил опохмелиться, побоялся разозлить жену, не включил свет. И по неизвестной причине решил, что в зеленке находится приличное количество спирта. Он там имеется, но не для внутреннего применения. Выпил, причем не один бутылек, потом мы приехали его откачивать.
Эдакий Халк азитского разлива. Зеленому человеку через пару дней нужно было идти на важное мероприятие, а раствор так быстро не отмывается.
…Я начал работать, когда распался Союз. У врачей зарплаты упали до минимума. Приходилось выкручиваться, работать в несколько смен, находить какие-то шабашки. Именно из-за этого количество медиков резко уменьшилось, а нагрузка стала больше. Знаете, когда мы встретились с однокурсниками, выяснилось, что только 30 процентов из общего числа студентов остались в медицине…
— Какая причина остаться была у вас?
— Я не умею ремонтировать автомобили, сантехнику, строить дома или продавать. Работа до сих пор приносит мне моральное удовлетворение. Так круто, когда тебе звонит пациент и говорит: "Док, спасибо, я не употребляю, не пью". Это мотивирует, за деньги такие эмоции не купишь.
— Что страшнее: быть зависимым от алкоголя или от наркотиков?
А опасность алкоголя выражается в его легкодоступности и социальной востребованности. Вы видели свадьбы без выпивки, помните, как уныло ведут себя гости?
— Какова вероятность стать зависимым от алкоголя или наркотиков, если родители употребляли?
— Человек будет склонен к алкозависимости, если во время взросления он наблюдал такие примеры. Среда формирования личности оказывает большое влияние. В ДНК, к счастью, не вкладывается ген алкоголизма.
— Что является критерием зависимости?
— Объясню коротко и просто — основным признаком зависимости является наличие проблемы от этого недуга. Если у вас начинаются проблемы в семье, на работе из-за того, что вы что-то употребляете и не можете отказаться от этой привычки, то это зависимость.
— Как специалист посоветуйте, какой алкоголь наименее вреден?
К менее вредным алкогольным напиткам я отнесу марочное вино — оно вызывает самое медленное привыкание.