Советник министра образования Дыйканбаева: первый гонорар я получила в пять лет

© Sputnik / Табылды КадырбековСоветник минобрнауки КР, юрист АРДИ Сейнеп Дыйканбаева
Советник минобрнауки КР, юрист АРДИ Сейнеп Дыйканбаева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
Сейнеп Дыйканбаева, несмотря на диагноз (ДЦП), не знает, что такое быть безработной. По ее словам, каждый человек должен знать свои сильные стороны. Только тогда он может добиться успеха и достичь своей цели.

Юрист общественного объединения родителей детей с инвалидностью АРДИ, советник министра образования и науки Сейнеп Дыйканбаева рассказала агентству Sputnik Кыргызстан о своей жизни, трудностях и достижениях.

— Расскажите немного о себе.

— Я родилась в Бишкеке в интеллигентной семье среднего достатка. Мой отец — человек, который всю жизнь проработал на государственной службе, мама — филолог. Когда она узнала о моем диагнозе — детский церебральный паралич (ДЦП), ей пришлось оставить работу и посвятить свою жизнь мне. Сначала мама очень сильно переживала, плакала, почему ее ребенок родился таким. Потом взяла себя в руки и начала меня социализировать. В итоге я получила образование и благодаря маминым усилиям стала такой, какая я сегодня. Мне уже 34 года. И до сих пор мама всегда рядом со мной. Благодаря этой поддержке и окружавшей меня любви в семье я никогда не чувствовала себя ущемленной. Я выросла счастливой. 

© Фото / предоставлено Сейнеп ДыйканбаевойЮрист общественного объединения родителей детей с инвалидностью АРДИ, советник министра образования и науки Сейнеп Дыйканбаева: благодаря этой поддержке и окружавшей меня любви в семье я никогда не чувствовала себя ущемленной. Я выросла счастливой
Советник министра образования Дыйканбаева: первый гонорар я получила в пять лет - Sputnik Кыргызстан
Юрист общественного объединения родителей детей с инвалидностью АРДИ, советник министра образования и науки Сейнеп Дыйканбаева: благодаря этой поддержке и окружавшей меня любви в семье я никогда не чувствовала себя ущемленной. Я выросла счастливой

— Сложно ли было маме устроить вас в школу?

— Да, очень трудно. В то время не было правильной информации, помощи, реабилитации, как сейчас, родители многое пережили, прежде чем поставили меня на ноги.

Сначала я посещала детский сад реабилитационного центра "Умут-Надежда" в течение двух лет. Потом родители стали добиваться от Управления образования при мэрии Бишкека, чтобы меня взяли в школу. Обивали пороги ведомства каждый день, но добились разрешения. Вначале училась на дому. Но учительница, которая меня обучала, сказала, что я многое знаю, что я одаренная и учебы на дому для меня недостаточно. Вот так я пошла в школу, когда мне исполнилось 10 лет.

Основатель Кыргызской федерации незрячих Гулназ Жузбаева - Sputnik Кыргызстан
За эту девушку постоянно пытаются заплатить в ресторане — история Гулназ
Мы переступили представление о том, что дети с инвалидностью не могут учиться, и доказали обратное.

В Управлении образования мне говорили: "Сейнеп, ты, наверное, вытерпишь в школе от силы две недели". Но все сложилось иначе. Я окончила 11 классов. Отношения с одноклассниками у меня были хорошие. Так как училась хорошо, многие даже обращались ко мне за помощью. Так как я поздно пошла в школу, в шутку меня называли "аксакалом" (смеется).

— Вы получили не одно, а даже два высших образования?

— Окончив с отличием школу, я поступила на факультет социальных дел Бишкекского гуманитарного университета. Но проучилась там только два года. Подумала, что и так занимаюсь социальной работой, и решила попробовать силы на юридическом факультете Американского университета Центральной Азии. В моей жизни ничего не было легким. И при поступлении в школу, и в университет надо было доказывать сверх других. Там тоже я показала, что люди с инвалидностью могут учиться и даже быть лучшими.

Я очень рада, что получила качественное образование, ведь это оказывает большое влияние на личность человека. Слышу от многих, что не могут найти работу. У меня такого не было. Как только завершила учебу, сразу поступило предложение о работе. Окончила учебу в мае и с июня начала работать. Я была экспертом по мониторингу образования в школах, потом работала экспертом в международных организациях. 

© Фото / предоставлено Сейнеп ДыйканбаевойСейнеп Дыйканбаева: мы переступили представление о том, что дети с инвалидностью не могут учиться, и доказали обратное
Советник министра образования Дыйканбаева: первый гонорар я получила в пять лет - Sputnik Кыргызстан
Сейнеп Дыйканбаева: мы переступили представление о том, что дети с инвалидностью не могут учиться, и доказали обратное

— Наверное, помните свою первую зарплату?

— Я получила первую зарплату в пять лет.

— Как?

— Писала стихи. Их печатали в газете, я получала гонорар. Первый был, кажется, 100 сомов. В конце 1990-х годов это были хорошие деньги. Тогда я мечтала писать много стихов и разбогатеть. Я думала, что если человек богат, то проблемы легко решаются. Оказалось, что это не так. После поняла, что есть много ценного в жизни, кроме денег.

— А сейчас пишете стихи?

— Когда есть время, пишу на русском языке, ведь творчество отвлекает от эмоциональной усталости. В детстве иногда слышала неприятные слова в свой адрес — люди ведь разные. Иногда дети подтрунивали, что я хожу, как лягушка. И я про все это писала в стихах. Так выплескивала свои эмоции. В то время это было для меня своего рода терапией, ведь человек не должен хранить все в себе.

Я и сейчас говорю окружающим, чтобы они не таили эмоции внутри себя, то, что нельзя высказать, писали на бумаге. Любым способом давайте этому выход, иначе можете заболеть. 

© Sputnik / Табылды КадырбековСейнеп Дыйканбаева: я очень рада, что получила качественное образование. Ведь это оказывает большое влияние на личность человека.
Советник министра образования Дыйканбаева: первый гонорар я получила в пять лет - Sputnik Кыргызстан
Сейнеп Дыйканбаева: я очень рада, что получила качественное образование. Ведь это оказывает большое влияние на личность человека.

— В вашей биографии указано, что вы юрист общественного объединения родителей детей с инвалидностью. Что это за организация и чем вы там занимаетесь?

— В общественном объединении я работаю правозащитником. Защищаю права детей с инвалидностью и их родителей, помогаю решать вопросы и проблемы.

Это объединение создала Тамара Жумабекова. В то время не было социальных служб, не было никаких условий. Организация проделала большую работу, вносила изменения в законы о защите прав детей с инвалидностью, сделала большой вклад в улучшение условий. Это была одна из первых организаций, которая стала говорить о правах детей с инвалидностью.

Разделенные сиамские близнецы Зита (слева) и Гита Резахановы. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Мне горько, что я не могу иметь детей, — откровения Гиты Резахановой
Тамара Жумабеков — это и есть моя мама. Вначале она открыла это объединение, чтобы показать пример другим родителям и поделиться опытом. Впоследствии оно выросло в большую организацию.

Пользуясь случаем, хочу рассказать о руководителе союза людей с инвалидностью "Равенство" Гульмире Казакуновой. Она тоже многое сделала в деле защиты прав инвалидов: провела много мероприятий, тренингов, на которых показала возможности, потенциал женщин с инвалидностью, заставляет их поверить в себя. Не без ее помощи многие женщины получили работу, вышли замуж и живут счастливо.

— А еще вы советник министра образования и науки. Как вы получили эту должность?

— С министром познакомилась, когда работала в общественном объединении родителей детей с инвалидностью. Тогда она работала в аппарате президента. Глава государства выделил нашему объединению грант. Он послал вместо себя Гульмиру Каримовну (Кудайбердиеву). Она сразу мне понравилась. Про себя подумала, что это очень умная, красивая женщина. Говорят, что мечты сбываются, и вот теперь мы работаем вместе.

Когда я окончила учебу, Гульмира Каримовна пригласила меня на встречу и предложила должность советника. Честно говоря, это было для меня неожиданностью. С тех пор как я работаю и на этой должности, прошло два года. 

© Пресс-служба президента КР / Султан ДосалиевСейнеп Дыйканбаева: Кыргызстан пока только принял документально то, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и другие люди.
Советник министра образования Дыйканбаева: первый гонорар я получила в пять лет - Sputnik Кыргызстан
Сейнеп Дыйканбаева: Кыргызстан пока только принял документально то, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и другие люди.

— Какие функции вы выполняете?

— Там я работаю по вопросам, относящимся не только к детям с инвалидностью, но и по многим другим, касающимся системы образования. Граждане обращаются по различным вопросам. Мы доносим до министра их проблемы, решаем их. Если замечаем ошибки в законах по системе образования, работаем над ними.

— Была ратифицирована конвенция о людях с инвалидностью. Означает ли это, что теперь в стране улучшатся условия для таких граждан?

Бизнесмен Токтобек Акматов - Sputnik Кыргызстан
Тут и за $ 700 никто работать не хочет — кыргызстанец о жизни в Гуанчжоу
— Кыргызстан пока принял документально то, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и другие люди. Теперь на основе конвенции должны быть написаны соответствующие законы, нужно внести изменения в документы. Надеюсь, что государственные органы, общественные организации соберутся и будут решать, какую работу нужно провести в этом направлении. Для претворения в жизнь конвенции должно поработать не только государство, помощь должна оказать и общественность.

— Есть ли у вас личная жизнь?

— Сейчас нет времени думать об этом. Пока занимаюсь только работой. Но в планах, конечно, создать семью, воспитывать детей.

— Какие советы хотели бы дать молодежи?

— Человек должен понять, для чего он живет, и ставить перед собой цели. Чего желает, того и достигнет. Но только если будет стремиться к этому. Кроме этого, человек должен знать свои сильные стороны, и вот когда он будет развивать их, тогда и будет результат. Также нужно очень верить в себя, только тогда можно стать самодостаточной личностью.

Лента новостей
0