8 августа исполнился ровно год, как Азиз Суракматов вступил в должность мэра столицы. Для кыргызстанских реалий это довольно большой срок, за который можно подвести предварительные итоги. О проделанной работе и планах ведущие радио Sputnik Кыргызстан Вадим Осадченко и Наталия Князева спросили у самого градоначальника.
— Вы к нам пришли сразу после своей традиционной еженедельной прогулки по городу. Объясните, почему лично обходите проблемные участки столицы? Считаете, что муниципальные службы с решением спорных вопросов не справляются?
— Я думаю, что мне нужно все контролировать. В нашем городе, безусловно, есть проблемные участки. Мы просматриваем социальные сети, узнаем, в каком районе муниципальные службы не сработали вовремя, и проводим там обход. Обычно он проводится по средам с семи утра.
— Вы это как-то анонсируете?
— Нет, стараемся не афишировать, гуляем тихо и скромно.
— А как потом проверяете исполнение своих указаний? Снова идете гулять?
— Да, через месяц-полтора делаю контрольную проверку, но уже из машины. Чаще всего я сам проезжаю мимо и смотрю, что изменилось. Обычно в тех районах, которые обходим, нарушения и замечания устраняются.
— Во время прогулок к вам подходят обычные горожане со своими вопросами?
— О, да. Люди часто подходят, задают вопросы, высказывают пожелания. Вопросов у горожан действительно много. Видимо, в городе все-таки достаточно мест, где необходимо наводить порядок.
— Кто такой мэр, по вашему мнению? Это хозяйственник или, может, человек, который просто неравнодушен к проблемам города? Какой вообще вы видите свою роль на этом месте?
Я думаю, что Бишкек — это маленькое государство со своим парламентом и бюджетом, со своими проблемами и планами. Думаю, что мэр — это все-таки хозяйственник. Может, у других мэров было свое видение, но для меня это так. Политикой пусть занимаются парламент и правительство.
— Раз мы затронули эту тему, в нашем "маленьком государстве" есть свой бюджет, но далеко не все деньги из него остаются в городе. Получается, чем больше денег собирает столица, а суммы увеличиваются за счет новых проектов, тем меньше в ней остается финансов?
— Для нас это очень болезненный вопрос. Мы бы хотели определить с правительством четкие и понятные правила игры: чем больше соберем — тем больше у нас должно остаться. Сегодня мы собираем порядка 70 миллиардов сомов в год, а остается у нас около восьми с половиной миллиардов, это всего 12 процентов. И даже если мы соберем 100 миллиардов, у нас останутся все те же деньги — восемь с половиной.
Если бы для нас определили какой-то понятный процент, то у нас была бы мотивация собирать больше. Думаю, что каждый регион, в том числе Бишкек, должен развиваться самостоятельно. В этом случае мы будем заинтересованы собирать больше налогов, развивать бизнес, привлекать инвестиции, зарабатывать, зная, что у нас от этой деятельности останется больше финансов на развитие.
— В социальных сетях люди часто жалуются на городские проблемы. К примеру, когда, по их мнению, в неположенных местах или с нарушениями строятся дома. Зачастую такие посты получают ответ: "Это не в ведении мэрии". Вам не кажется, что у мэрии и муниципальных предприятий не хватает полномочий для того, чтобы полностью самостоятельно решать вопросы?
— Я это чувствую на себе: полномочий не хватает. Сегодня работники многих городских служб назначаются министерствами и ведомствами по линии правительства. Поэтому некоторые службы несколько оторваны от города. Когда разрабатывался закон о статусе столицы, мы предлагали, чтобы определенных руководителей, работающих в Бишкеке, назначали совместно с мэрией, но эта норма из проекта закона была удалена.
— Когда в нашем городе начинают возводить многоэтажный дом, дороги вокруг строения взрываются для проведения инфраструктуры или строительства парковок. Причем делается это зачастую, когда уже возведено несколько этажей. Нередко дома строят на узких улицах, из-за платных парковок люди оставляют машины прямо на дороге, мешая движению…
— Прежде чем начать строить дом, нужно приобрести земельный участок. Человек выкупает его и идет в органы архитектуры. Архитектура делает проект, в котором должно быть предусмотрено все, в том числе парковки, благоустройство, стоянки, заезды… Все это должно строиться не в ущерб тротуарам. Другое дело, как застройщики исполняют этот проект.
Мы сейчас контролируем ситуацию, хотим, чтобы и экотехинспекция, и городские службы архитектуры при согласовании проекта максимально учитывали интересы соседних жителей и создавали удобства вокруг нового дома. Полагаю, что у нас еще есть недобросовестные строители, которые могут выйти за красную линию или занять часть тротуара.
— А нельзя ли обязать малый бизнес, который занимает первые этажи, благоустраивать прилегающую территорию самостоятельно? Чтобы не только подметали прилегающую землю, а, к примеру, подсыпали зимой соль и не ждали, когда целое муниципальное предприятие приедет и что-то сделает?
— Дело в том, что владельцы объектов обладают правами только на помещение, а все, что снаружи, — это муниципальная земля. Мы можем только воззвать к сознательности, к примеру, чтобы люди адекватно оформляли фасад. Бывает, что в одном доме базируются несколько субъектов бизнеса, и с архитектурной точки зрения все вразнобой. К тому же одни укладывают перед входом асфальт, другие кладут брусчатку, третьи и вовсе щебенкой все засыпают. Городские власти хотят, чтобы во всем соблюдалось единое архитектурное решение. Я думаю, что все это постепенно будет улучшаться, к тому же сейчас между самими строителями появилась конкуренция. Рынок сам отрегулирует, но диктовать бизнесу какие-то условия будет неправильно.
— Но представители Бишкекглавархитектуры говорили, что готовится проект единых требований к фасадам зданий…
— Этот проект разрабатывается. К примеру, в Стамбуле все крыши должны быть красными. Есть определенные правила при согласовании проектов. Мы тоже хотим разработать такие правила, но заставить уже сейчас возводить фасады из гранита или сары-таша не можем. Финансовые возможности многих наших бизнесменов этого не позволяют.
— Нередко, зная проблемы города, мэрия предлагает потенциально непопулярные решения, к примеру, повысить тарифы. Подобные инициативы чаще всего не принимаются БГК. Со стороны кажется, что, так как этот орган выборный, депутаты боятся пойти против воли народа. Как вообще происходит взаимодействие мэрии с городским кенешем? Между вами есть плотная связка и общее видение будущего города?
Когда речь заходит о непопулярных мерах, у нас происходят споры и обсуждения. Конечно, мэрия не может в одностороннем порядке насильно принять повышение тарифов или другие нормы, которые затрагивают интересы общества. Поэтому мы выносим их на обсуждение. Суть парламентаризма — отстаивать интересы населения. Думаю, что всегда можно найти золотую середину. Если проект повышения тарифов не принимается сегодня, думаю, на это есть объективные причины.
Придет время, и тарифы все равно повысятся. Люди должны понимать, что растут цены на услуги транспорта, ГСМ... Нужно отметить, что в Бишкеке одни из самых низких тарифов в мире на воду и транспорт. Думаю, что, когда мы убедим общественность в их необходимости, меры будут приняты.
— Иногда кажется, что бишкекчане несколько пассивны. Мы часто видим, что в вашу сторону направляется односторонний запрос: "Сделайте то, почините это"… При этом большинство проблем граждане могли бы решить самостоятельно. Это касается, к примеру, придомовых участков.
— Согласен с вами на 100 процентов. Каждый должен убирать и приводить в порядок частную территорию. Мы в этом направлении работаем: создаются ТСЖ, домовые советы. Все эти объединения, состоящие из жильцов, должны участвовать в благоустройстве города. Если бы жильцы каждого дома, к примеру, поливали и сажали деревья и выносили мусор, то наш город стал бы очень красивым. "Тазалык" не может справиться со всеми проблемами самостоятельно. Было бы здорово, если бы горожане принимали в этом участие.
Я думаю, мы к этому придем. Мы сейчас проводим различные конкурсы, к примеру, на новогоднее оформление, субботники, награждаем лучшие дворы…
— Когда город оформляют цветами, клумбами или вазонами, всегда находятся недовольные горожане, которые считают все это безвкусицей. Возможно, следовало бы советоваться с людьми по таким вопросам. Устраивать опросы в соцсетях, например.
Недавно, к примеру, мы вынесли на общественное обсуждение три въездные группы: со стороны Алматы, с восточной стороны города и со стороны Сокулука. Помимо этого, планируем создать входную группу в парке имени Чингиза Айтматова (Дубовый парк).
Кстати, раньше это место называлось Дубовым парком, позже его переименовали в парк имени Чингиза Айтматова. Однако, как выяснилось, общественность хотела бы оставить старое название. Теперь планируем все объединить и назвать эту зону Дубовым парком имени Чингиза Айтматова. По итогам таких общественных обсуждений мы учитываем мнение горожан и корректируем некоторые проекты.
— Насколько мы знаем, мэрия недавно объявляла конкурс на замещение вакантных должностей. Городские активисты подавали свои резюме? Вы с ними общаетесь?
— У нас есть живой пример: Каличу Умуралиеву мы назначили управлять парками. Это большое хозяйство, парков у нас много, открываются новые, к тому же мы бы хотели перевести их на хозрасчет, чтобы они развивались за счет тех денег, которые сами же и зарабатывают. Планируем модернизировать существующие парки: проводить освещение, устанавливать скамейки, разбивать детские площадки, спортивные зоны… Плюс будем ремонтировать тротуары и прокладывать велодорожки.
Ну и, конечно, привлекаем людей, которые принимают активное участие в жизни города. Я бы даже сказал, что они нас подстегивают. Один я не могу за всем уследить, в этом мне очень помогают социальные сети и СМИ.
— Хотели бы сказать отдельное спасибо за парк Театральный. Теперь по нему приятно ходить на работу.
— Мы его только завершаем. Поставили там фортепиано, заканчиваем проводить освещение.
Скоро планируем начать работы по благоустройству пешеходной зоны на проспекте Чуй — в районе "Востока-5" от моста до улицы 7 Апреля и вверх до путепровода. Проведем там освещение, поставим скамейки. Кроме того, разрабатываем пешеходную зону в "Джале" от улицы Масалиева вниз до Ахунбаева и далее до проспекта Манаса. В целом таких узлов будет порядка 12 по городу. Уже закончили создавать проекты, думаю, в этом году или следующей весной все завершим.
— Вы разрабатываете такие проекты своими силами или опираетесь на международный опыт?
— Когда я занимался бизнесом, очень много ездил. Это личный опыт. Кроме того, мы с коллегами просматриваем YouTube, смотрим, как устроены зоны отдыха за границей, плюс, конечно, берутся в расчет идеи наших архитекторов.
— Не можем не спросить об озеленении. В микрорайонах с этим все хорошо, чего не скажешь о центре. Деревья когда-то вырубили, расширили дороги, и город стал превращаться в бетонную пустыню. Какие у вас планы по озеленению?
— В этом году мы посадили 10 тысяч деревьев, вместо каждого вырубленного дерева сажаем три новых. Думаю, что мы восполним этот пробел.
— Просто вырубаются деревья в центре, а сажают на окраинах.
— Нет, сажаем тоже в центре. Вообще, делаем упор на центральную и нижнюю части города. Просто маленькие деревья не видны. Думаю, что результаты нашей работы будут заметны через 3-4 года.
— В этом году ощущается нехватка воды. Страна вступает в период маловодья, и по столице это видно. Вы рассматривали способы решения этой проблемы?
— В город вода поступает из трех рек, и ее в принципе достаточно. Нужно просто научиться правильно расходовать ее. Проблема в другом: за последние 15 лет при строительстве многоэтажных домов и дорог была нарушена ирригационная система. Недавно мы провели совещание и начали разработку программы ирригации. Вода течет сверху вниз, но есть места, где нет уклона. Эту проблему будем решать с помощью скважин.
— Вы произнесли фразу: "Это будет видно через 3-4 года". Честно говоря, мало кто из чиновников думает на 3-5 лет вперед. Вы и в жизни строите такие долгосрочные планы?
— Думаю, что результаты работы мэра ощутит на себе следующий мэр. Поэтому, если мы будем хорошо работать, следующему градоначальнику будет легче.
Думаю, что планирование необходимо. Если посадить маленькое дерево, сегодня его не будет видно, но через 5-10 лет оно вырастет. Мы должны "сажать что-то маленькое", чтобы эти ростки выросли в нечто большее.
— Вопрос от наших читателей: в жилмассиве "Токольдош", практически в центре города, люди живут еще с советских времен. Дома построены очень давно, однако, когда пришло время их узаконить или приватизировать, выяснилось, что сделать это невозможно. Люди боятся, что строения снесут, а взамен ничего не предоставят, потому что узаконить землю не удается. Почему сложилась такая ситуация и обращались ли к вам горожане по этому вопросу?
— Если бы у вас была возможность начать путь к должности главы муниципалитета с самого начала — к примеру, с главы ТСЖ, — вы бы пошли на это? Зная все трудности работы мэра, стремились бы к этому?
— Я и прошел такой путь. Девять лет проработал в "Бишкекглавархитектуре", начинал простым специалистом. Думаю, что это именно та работа, которая помогает мне сегодня принимать решения.
Самое сложное в должности мэра — принимать решения, когда у тебя пять заместителей и четыре главы районов. Все они мыслят по-своему, а я должен принять верное решение и не ошибиться.
— Ходят слухи, что вы можете занять кресло премьера. Это правда?
— Нет. Премьер-министром становиться не собираюсь. Думаю, что нынешний глава правительства гораздо опытнее меня по многим пунктам.
— Мне кажется, вам было бы проще, если бы акимы городских районов и ваши помощники также переживали за имидж столицы, как вы. Чтобы люди их знали в лицо.
— Мы назначили новых вице-мэров. Это ребята, которые действительно работают, хотя, возможно, их деятельность не освещается широко. Я старался создать систему, которая работает сама и держится не только на мэре. Сегодня у нас есть команда с четким распределением обязанностей, правом подписи и принятия решений. Вице-мэры максимально загружены, и работать за них я не собираюсь.
Что касается акимов, они выполняют обязанности и отвечают каждый за свой район. Хотя заставить их работать было, конечно, сложно.