02:09 17 сентября 2019
Прямой эфир «Радио Sputnik»
  • USD69.8099
  • EUR77.2028
  • RUB1.0937
Автор и режиссер проекта Бишкек 140 Эрик Абдыкалыков

Честное интервью о Бишкеке, после которого вам станет стыдно

© Sputnik / Эркин Садыков
Общество
Получить короткую ссылку
Карина Разетдинова
1578430

А вы знали, что отцом таксомоторного дела в Российской империи был наш соотечественник, а знаменитый кыргызстанский скульптор Ольга Мануйлова училась с Владимиром Маяковским? Герой этого материала знает еще больше: он скрупулезно изучил историю Бишкека, чтобы поделиться ею с горожанами в самой доступной форме.

Весной прошлого года кыргызстанцы увидели первую серию проекта "Бишкек 140". В короткометражных роликах молодые люди прогуливались по столице, попутно рассказывая ее историю. Горожане тепло приняли идею: не каждый сможет собрать по крупицам прошлое Бишкека и облечь его в увлекательную форму. Корреспондент Sputnik поговорил с автором и режиссером проекта Эриком Абдыкалыковым.

— Как пришла идея создать исторический гид по Бишкеку?

— Увлекшись историей Бишкека, я понял, что найти информацию о его прошлом не так-то просто: у нас нет специальной дисциплины, да и мало кто целенаправленно занимается изучением этого вопроса. Над архивами я корпел около двух лет: все это время искал не цифры и факты, а переплетения судеб, явлений и событий. Передо мной открылось столько невероятных историй, которые захотелось донести до соотечественников. Я и сейчас уверен, что прошлое Бишкека незаслуженно забыто.

— Я была на одном из показов очередной серии проекта. Во-первых, на презентации яблоку негде было упасть; во-вторых, пришло много молодежи. Как удалось привлечь ее внимание?

— Чтобы заинтересовать молодых людей, важно не прогадать с форматом: мы выбрали короткометражное видео, которое легко смотрится за завтраком, на учебе — где угодно. Не последнюю роль сыграла и визуальная эстетика: красивая картинка вкупе с хорошей музыкой дала свои плоды. К тому же герои роликов — ровесники целевой аудитории проекта. Молодым людям намного легче воспринимать и "рефлексировать" на себя те или иные факты, если о них расскажет сверстник, а не умудренный старец.

Я намеренно привлекал к работе над проектом молодежь: операторы, монтажеры, звукорежиссеры смогли показать Бишкек свежим, незамыленным взглядом, удивив горожан, которым приелся привычный облик столицы. Мне хотелось рассказать о новых талантах, считайте это моей миссией.

Автор и режиссер проекта Бишкек 140 Эрик Абдыкалыков во время беседы на радио
© Sputnik / Эркин Садыков
Автор и режиссер проекта "Бишкек 140" Эрик Абдыкалыков: я намеренно привлекал к работе над проектом молодежь: операторы, монтажеры, звукорежиссеры смогли показать Бишкек свежим, незамыленным взглядом.

— А как вы находили рассказчиков? Все-таки серия роликов об истории Бишкека — это не рекламный ролик, нужны добровольцы.

— Пусть звучит не столь представительно, но я просто звал друзей и знакомых. Проект не преследует коммерческую цель, так что я приглашал людей, которые ради идеи могли уделить мне в своем бешеном графике пару дней. Главное, что участники проекта — это неравнодушные к городу люди, которые сопереживают ему и хотят внести в его развитие свой вклад.

— Если внимательно проследить за локациями съемок, можно заметить любопытную деталь. Вам удалось попасть туда, куда обычному бишкекчанину вход воспрещен, к примеру, в машину Чингиза Айтматова. Насколько сложно было договориться о съемках?

© Видео / Московская студия кинохроники РГАКФД / ЦГА КФФД КР
— Нам пришлось пройти сквозь обычную бумажную волокиту. Я написал кучу писем, в которых объяснял суть проекта и просил пойти навстречу. Люди соглашались: не так часто к ним приходят ребята, которые хотят знать историю авиации Кыргызстана, например. Понятное дело, что процесс переговоров отнимает уйму времени: приходится ждать ответа по месяцу и больше. График то и дело сбивался и растягивался, однако нам все же удалось довести дело до конца. Думаю, при искреннем желании нет ничего невозможного.

Что касается машины Айтматова, то в бытность послом в странах Бенилюкса он приобрел "Ягуар". Выбор на эту марку авто пал не просто так: Чингиз Торекулович решил не тратить много денег на привычный для дипломата Mercedes, ведь "Ягуар" не только дешевле, но и колоритнее. Тем более машину народного писателя отличал роскошный винно-сливовый цвет. Конечно, кататься на ней не рекомендуется, но нам удалось упросить руководство на один выезд во двор.

— Некоторые трэвел-блогеры и обычные туристы воспринимают Бишкек как типичный советский город, в котором нет изюминки. Чем может быть необычна наша столица?

— Реакция иностранцев объяснима: работа по популяризации бренда Бишкека оставляет желать лучшего, да и туристических точек не так много, как хотелось бы. Представьте, что человек впервые оказался в столице: ему ничего не остается, кроме как идти куда глаза глядят или сразу ехать на Иссык-Куль. У нас даже в Исторический музей не попадешь!

Однако в Бишкеке есть свои особенности. Город пережил три эпохи: царскую, советскую и современную. Архитектурное наследие прошлого переплетается с минималистичными зданиями — это экзотическая связка, которая привлекает внимание.

Автор и режиссер проекта Бишкек 140 Эрик Абдыкалыков
© Sputnik / Эркин Садыков
Эрик Абдыкалыков: Бишкек — это гибкое пространство, которое при правильном управлении и планировании может принять нужную форму.

— Как изменился, на ваш взгляд, Бишкек после полного погружения в его историю?

— Как только я закончил изучать материалы для проекта, мне стало невыносимо грустно! Я понял, сколько было сделано, сколько этапов пройдено, чтобы нас окружали именно такие архитектура и атмосфера. Обидно, что эта увлекательная история оказалась на обочине общественного внимания, из-за чего до сих пор непонятно, кто такой настоящий бишкекчанин и каков его портрет. Переживаю, что облик столицы размыт и почти никому нет до этого дела.

Бишкек — это гибкое пространство, которое при правильном управлении и планировании может принять нужную форму. К тому же людей привлекают вещи с историей, биографией. Города в этом отношении не исключение: по той же причине знакомые мне казахстанцы считают, что в Алматы намного больше душевности. Одно дело выбрать новую машину, другое — сесть в авто, на котором ездил сам Айтматов.

— Какой факт из истории Бишкека удивил вас больше всего?

— Часто говорят, что у нас нет предпринимателей большого калибра, которые пользовались бы авторитетом и популярностью хотя бы на уровне СНГ. Однако мало кто знает, что в царские времена токмокский маслодел Бабахан Нурмухамедбаев привез в Пишпек первый автомобиль! Если вы думаете, что это была какая-то развалюха, то глубоко ошибаетесь — предприимчивый коммерсант удивил местных жителей машиной марки "Берлье". Позже он отправится в город Верный, где вместе с крестьянином, нанятым в качестве водителя, создал первую таксомоторную компанию в Российской империи. Только представьте, наш соотечественник стал отцом таксомоторного дела не только в Кыргызстане, но и в целом регионе!

Это лишь один факт. К примеру, вы знали, что знаменитый архитектор, народный художник Киргизской ССР Ольга Мануйлова училась на одном курсе с Владимиром Маяковским? Они оба проходили обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Автор и режиссер проекта Бишкек 140 Эрик Абдыкалыков во время интервью
© Sputnik / Эркин Садыков
Эрик Абдыкалыков: я надеюсь, что молодежь, покинувшая нашу страну, обязательно вернется и применит свои знания на родной земле.

— Какие главные проблемы столицы беспокоят вас больше всего?

— Облик города формируют его жители. К сожалению, в Бишкеке нет ни культурной, ни идеологической работы с населением. Мы упускаем важное направление, в котором необходимо действовать в первую очередь, чтобы сформировать в голове у людей вектор, общность, благодаря которой они смогут почувствовать себя едино.

Молодежь уезжает, потому что не видит возможностей для самореализации. Здесь переживают о платье на выпускной или о свадебном тое, а многим амбициозным ребятам хочется быть ближе к глобальным процессам. Чтобы прийти к успеху, большинству приходится себя ломать. Масла в огонь подливает отсутствие социальных лифтов. Однако я надеюсь, что молодежь, покинувшая нашу страну, обязательно вернется и применит свои знания на родной земле.

Я бы хотел видеть город, ответственный за экологию: чтобы жители не страдали от пыли и смога, пили чистую воду. Хочу, чтобы в Бишкеке все чувствовали себя в безопасности в любое время суток. Хочу, чтобы наша столица стала тем местом, куда гостей приглашают с гордостью и уверенностью. В конце концов, Бишкек должен оставаться не только городом, а домом, который продолжается за нашей дверью.

— Если отойти от оптимистичных прогнозов и постараться взглянуть на действительное положение дел в столице, какое будущее ждет Бишкек?

— Если ничего не изменить, он увязнет в хаотичных застройках. Бишкек ждет безвкусное, бездарное градостроительство, которое не считается с его жителями, не ставит во главу угла интересы горожан. Без кардинальных мер столица зачахнет.

— Вы не раз бывали за рубежом. Что стоит перенять Бишкеку из опыта других городов?

— Я был в Киото. Он поражает чистотой, потому что его жителям не чуждо понятие городской культуры. Они живут как в муравейнике: все связаны общими целями и готовы сделать вклад в дела друг друга. У нас же нет той тонкой нити, которая бы объединяла: каждый борется сам за себя.

Автор и режиссер проекта Бишкек 140 Эрик Абдыкалыков
© Sputnik / Эркин Садыков
Эрик Абдыкалыков: Киото поражает чистотой, потому что его жителям не чуждо понятие городской культуры. Они живут как в муравейнике: все связаны общими целями и готовы сделать вклад в дела друг друга. У нас же нет той тонкой нити, которая бы объединяла.

— Исторический гид по Бишкеку не первый ваш проект. Какие еще идеи вам удалось претворить в жизнь?

— Один из проектов, которым я могу гордиться, — это Курултай молодежи. За него мы получили награду как за лучший социальный проект в Центральной Азии. Это было масштабное событие, в котором участвовали молодые люди из 25 стран — представители сфер науки, спорта, предпринимательства.

Несколько лет назад мы запустили проект развития туристического потенциала Кыргызстана, куда пригласили блогеров из Казахстана. В то время только начали появляться вайнеры. Мы отправили их в путешествие по достопримечательностям республики, а также сняли документальный фильм. Отклик в соцсетях дал нам понять, что работа проделана не зря.

Сейчас я занимаюсь предпринимательством. Помимо "Бишкек 140", мы занимаемся коммерцией: снимаем рекламные видео. Кроме режиссуры, я занимаюсь IT-проектом.

— Наверняка случались и неудачи…

— Чего только не было! Мы и в организаторы ивентов подавались, и ремонты пробовали делать, даже продажей батутов занимались. В этом нет ничего удивительного: сделать хотелось многое, но получалось далеко не все.

— Чего нам ждать от "Бишкек 140" в будущем?

— Я стараюсь экспериментировать, поэтому четвертый выпуск будет отличаться по формату. Планирую отойти от динамики в роликах и перейти на более тонкие темы, погружая зрителя в вопросы, где нужно меньше скорости, но больше внимания.

По теме

Бизнесмену было стыдно за бездействие — директор благотворительного фонда в КР
Абдыкалыков: грустно, что прошлое Бишкека не ценится
Теги:
интервью, история, столица, город, Бишкек, Кыргызстан

Главные темы

Орбита Sputnik