Недавно Тыныбекова завоевала золотую медаль первенства Азии и стала трижды чемпионом континентальных соревнований. 30 апреля она провела для журналистов открытую тренировку и ответила на некоторые вопросы. Корреспондент информационного агентства Sputnik Кыргызстан, побывавшая на мероприятии, на основе вопросов и ее ответов составила своеобразное интервью со спортсменкой.
— Айсулуу, в последние годы вы немного отстранились от общества, стали отказываться от общения с журналистами. Наверное, такое решение принято неспроста?
— До этого обо мне часто писали в СМИ. После Олимпиады 2016 года я посоветовалась с тренером, с людьми, работающими с нами, и мы решили меньше общаться с журналистами. По правде говоря, это отнимает время. Например, сейчас, чтобы поговорить с вами, я остановила тренировку, и за это время разогретое тело остыло. Чтобы продолжить тренировку, надо снова размягчить мускулы, разогреть тело, иначе могут быть травмы.
Моя главная цель сейчас — завоевать золото на предстоящей Олимпиаде. Поэтому остальное, думаю, не имеет значения. Из-за этих соревнований я даже сделала паузу в личной жизни. Я, как и все, хочу развлечений, ездить куда-то и отдыхать. Скучаю по маме, хочу съездить домой. Из-за тренировок я отказываюсь от многого в жизни. Но все это делается не просто так. Придет время и для поездок, и для веселья. После моего обещания кыргызскому народу завоевать золотую олимпийскую медаль я должна его выполнить. Думаю, что кыргызстанцы меня поймут.
— В последние годы вы получали травмы, но потом восстановились. Чувствуются ли на соревнованиях последствия травм?
— Такое я не пожелаю даже соперницам. Травмы — это очень плохо, а я травмировалась много раз. Самые тяжелые — разрывы связок ног и плеча. Когда я травмировала руки, не тренировалась более полугода. Когда другие спортсмены тренировались и росли в своем мастерстве, мне было тяжело сидеть без дела. Я не могла бегать, просто ходила медленно. Я ходила на различные курсы, чтобы отвлечься. Специально не заходила в спортзал. Если бы увидела тренировки других атлетов, переживала бы.
После травм я стала бороться по-другому. Мышцы у меня были не такими эластичными, как раньше. Я не смогла участвовать в прошлогоднем чемпионате мира. После травмы правой руки получила травму левой, более четырех месяцев ею нельзя было двигать. С января усиленно тренируюсь. В прошлом году после Азиатских игр я совсем не тренировалась. На себе узнала, какое значение для спортсмена имеет здоровье.
— На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в борьбе за бронзовую медаль вы проиграли Сакши Малик из Индии. В прошлом году на Азиатских играх в полуфинале победили ее. После этого вам стало легче?
— Конечно. После Олимпиады несколько месяцев не могла нормально спать. Я тогда на себе испытала, что такое депрессия. С августа и до 31 декабря мой сон был нарушен, все время вспоминала последние семь секунд схватки. Но перед новым годом я дала себе слово и вышла из депрессии.
В 2018 году на Азиатских играх в полуфинале я встречалась с Сакши Малик. Сначала проигрывала ей со счетом 5:6. Посмотрела на табло, оставалось около 20 секунд. Решила не поддаваться эмоциям, взяла себя в руки. В тот момент у меня ослабла резинка на волосах, я сняла ее и специально протянула время. Если бы я взяла одно очко, то проиграла бы, надо было брать два балла. Когда боролась с Малик, несмотря на опасное положение руки, я прошла ей в ноги, применила прием и получила два балла. Так и выиграла. После этого у меня прошло угнетенное состояние, я почувствовала облечение. И сон восстановился.
— Есть у вас какие-то приметы перед соревнованиями? Ведь спортсмены обычно суеверны.
— Я не очень-то верю в приметы. Думаю, что лишние переживания в ходе соревнований ни к чему. Мама говорит, что перед дорогой нельзя стричься. И я придерживаюсь этого правила.
— Олимпийские игры проводятся раз в четыре года. У вас есть планы участвовать в Олимпиаде после Токио?
— Спорт — моя жизнь. Борьба на ковре и победа — это ни с чем не сравнимое чувство. Хочу, чтобы это не заканчивалось долго. Я составила план на 10-20 лет, но не могу сейчас о нем рассказать.
— А нет желания в будущем участвовать в политике?
— Как и все девушки, хочу создать семью, достойно воспитать детей. Хочу также оказывать поддержку спортсменам. Но о политике сейчас не думаю, нет времени.
— Поделитесь планами на нынешний год?
— Скоро начнутся лицензионные турниры на Олимпиаду. В Нур-Султане пройдет чемпионат мира. Также будем ездить на тренировки в разные страны. Сборная уже начала подготовку. Среди девушек получить лицензию на Олимпиаду хочу не только я, растут и другие спортсменки, у них тоже большие возможности.
— Мы заметили, что с вашим приходом в спорт стало больше девушек-борцов. У нас ведь крепок стереотип, что девушка должна быть нежным созданием. Не задумывались, что помогли изменить такое отношение к девушкам-атлетам?
— Сейчас, слава Богу, понятия изменились. В первую очередь родители должны поддерживать детей. До занятий борьбой мама меня приучила бегать. Так как утром не хватало времени, бегала по вечерам. Я звала подруг, и мы бегали вместе. Были пересуды, что девочки вечером делают, все-таки сельская местность.
Но теперь стало больше родителей, которые отдают детей в спорт. Многие молодые люди берут с меня пример, а родители благодарят. Рада, что принесла немного пользы для развития спорта среди девушек.
Хочу сказать молодежи, чтобы не бросала начатое дело, достигала вершин и посвящала себя своему делу. Пусть девушки стараются быть, как я, и достигают еще больших высот.