БИШКЕК, 9 фев — Sputnik. Специалист-эколог ОсОО "ЭКО аудит" Мирбек Ильязов рассказал Sputnik, почему в Кыргызстане необходимо внедрять в сферу управления отходами конкурентную основу, законодательно обеспечить сортировку мусора и поощрять переработку.
— Как вы оцениваете нынешнее управление бытовыми отходами в КР?
Проблема бытовых отходов не решается выбором "правильной" технологии или даже комбинации технологий. Кроме технологических она имеет экономические, социальные и организационные аспекты. Идея комплексного управления отходами заключается в том, что все эти аспекты должны рассматриваться в комплексе.
Типичной ошибкой, допускаемой во многих программах по решению проблемы коммунальных отходов, с которой приходится бороться, является полная и бесконтрольная передача их в руки профильных служб городской администрации.
При этом, во-первых, из процесса принятия и выполнения решений по выбору альтернатив утилизации отходов нередко исключено не только население, но и выборные органы города.
Во-вторых, муниципальные службы коммунального обеспечения активно охраняют свою традиционную монополию на решение всех проблем, связанных с управлением отходами. Это означает не только низкую эффективность сервиса, но и невозможность внедрения и развития альтернативных подходов. Экономические аспекты утилизации отходов состоят в том, что за образование отходов надо платить деньги.
— А почему за это надо платить?
— Высокая цена за утилизацию отходов создает дополнительный рычаг в управлении отходами: например, во многих странах население и учреждения платят за утилизацию в зависимости от количества отходов, которые они выбрасывают. Это создает мощный стимул к сокращению количества отходов, отправляемых на свалку. И задача властей состоит в том, чтобы предоставить реальные альтернативы свалке, например, организовать сбор вторсырья. Население будет гораздо охотнее собирать и предварительно сортировать вторсырье, чем в противном случае платить за выброс отходов. Однако слишком высокая плата за утилизацию отходов может привести к проблеме незаконных свалок.
— Как научиться сокращать количество мусора?
— Сокращение отходов на первоначальном этапе надо понимать не только как сокращение общего количества отходов, но и уменьшение их токсичности. В этом поможет переориентация производителей и потребителей на переработку отходов. Существуют способы поощрения и наказания, которые стимулируют производителей товаров использовать сырье и технологические процессы (производства), наиболее безопасные для окружающей среды. А для покупателей наиболее действенный рычаг — ценовая политика.
Вторичная переработка (ресайклинг) коммунально-бытовых отходов, включая компостирование, — это второй уровень комплексной системы. Ресайклинг не просто сохраняет место на свалках, но и улучшает эффективность обезвреживания отходов путем удаления из общего потока токсичных отходов и несгораемых материалов.
Следующим этапом является захоронение токсичных, радиоактивных и неиспользованных отходов на полигонах, которое продолжает оставаться основным и необходимым этапом в управлении неутилизируемыми отходами. Современные санитарные полигоны, отвечающие экологическим требованиям, представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, оборудованные системами борьбы с загрязнением воды, почвы и воздуха метаном, сероводородом, аммиаком, образующимися в процессе гниения мусора.
— Нужно ли приватизировать систему уборки мусора?
— На утилизации отходов можно зарабатывать: прежде всего заставляя платить тех, кому нужно избавиться от отходов, а также извлекая из отходов вторсырье. Городские руководители должны быть готовы принимать обоснованные решения и подходящие для конкретной местной ситуации меры по передаче части или всего комплекса работ по сбору и утилизации отходов в руки частных предприятий.
Существует множество факторов, которые необходимо рассмотреть при приватизации системы управления коммунальными отходами. Муниципальные предприятия по сбору и утилизации отходов в принципе могут предложить населению более низкие цены, в структуру которых не заложены налоги и прибыль. Централизованная система поможет стандартизовать операции и обеспечить необходимую гибкость в переходе на новые подходы и технологии. В то же время предприятия, находящиеся в муниципальной собственности, обычно работают менее эффективно из-за отсутствия конкуренции. Так как эксплуатация муниципальных предприятий должна финансироваться из городского бюджета, средств в котором всегда не хватает, то проблемы решаются самым дешевым, а не самым рациональным способом. Яркий пример тому — нынешнее состояние городов и свалок, находящихся в "городской собственности". Частные предприятия не требуется финансировать из городского бюджета, и их можно заставить выполнять все экологические нормы на свои средства.
— Какие положительные моменты могут быть извлечены из приватизации?
— Конкуренция заставит частные предприятия работать эффективно и к тому же независимо от кадровых изменений в городской администрации. В то же время следует ожидать, что цена переработки отходов для населения значительно возрастет, так как компания будет стараться извлечь прибыль из утилизации отходов, потому что она должна будет платить налоги. К тому же для общественных организаций и населения взаимодействие с частными предприятиями может оказаться более проблемным, нежели с муниципальными компаниями.
Известному эксперту по проблеме отходов Полу Коннетту принадлежит краткое выражение: "Мусор — это не вещество, а искусство смешивать вместе разные полезные вещи и предметы, тем самым определяя им место на свалке. Смешивая различные полезные предметы с бесполезными, токсичные с безопасными, горючие с несгораемыми, мы не должны удивляться, что полученная смесь бесполезна, токсична и плохо горит. Эта смесь, называемая бытовыми отходами, будет представлять опасность для людей и окружающей среды, попав как в мусоросжигатель, так и на свалку или мусороперерабатывающий завод".