БИШКЕК, 13 фев — Sputnik. Роль и личность переговорщика чрезвычайно важны в урегулировании кризисов, считает профессор Кыргызско-Российского Славянского университета Марат Суюнбаев.
Завершение переговоров "нормандской четверки" в Минске и подписание документа о перемирии являются важнейшим фактом в разрешении вооруженного конфликта на Украине. Прекращение огня, отвод тяжелых вооружений, создание безопасной зоны и остальные пункты соглашения были достигнуты в течение встречи, которая длилась более 16 часов. Участниками саммита проведена огромная работа, но не стоит забывать и о роли официального Минска в осуществлении переговоров.
Вообще, роль страны-переговорщика и личности, ее представляющей, очень важна в урегулировании различных кризисных ситуаций. В государстве, в котором встречаются конфликтующие стороны, должны, несомненно, соблюдаться нейтралитет и относительное спокойствие. Конечно, немаловажным фактором является финансовая составляющая проведения переговоров, ведь страна-переговорщик несет довольно значительные расходы.
Если брать на примере нашей республики, то если помните, Кыргызстан не раз выступал с инициативами о переговорах по разным проблемам.
Нельзя не отметить большое значение кыргызстанской дипломатии в армянско-азербайджанском конфликте по Нагорному Карабаху. В 1994 году руководитель Межпарламентской группы СНГ по мирному урегулированию в Нагорном Карабахе, спикер кыргызского парламента Медеткан Шеримкулов сыграл роль мощного регулятора. Его успешные действия привели к замораживанию военного противостояния и предотвращению дальнейшего кровопролития.
Также можно отметить роль официального Бишкека в процессе примирения сторон в гражданской войне в Таджикистане. Напомню, что в столице Кыргызстана 18 мая 1997 года президентом РТ Эмомали Рахмоном и руководителем Объединенной таджикской оппозиции был подписан Протокол по политическим вопросам в рамках длительного процесса примирения под эгидой ООН. Тогда площадками переговоров и подписания различных документов выступали очень много стран: Россия, Иран, Пакистан, Афганистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан.
Конечно, не все инициативы проходили успешно. На примере афганского конфликта, когда Кыргызстан предлагал выступить площадкой для переговоров, не все прошло так гладко. Тогда предполагалось провести встречи за счет внешних доноров, и, видимо, это обстоятельство сыграло свою роль. Процесс переговоров не был проведен в Бишкеке.
Поэтому, каких бы результатов ни достигалось во время встреч такого рода, необходимо учитывать и роль площадки для переговоров. Иногда она может незаслуженно забыться или вообще не приниматься во внимание.
О комплексе мер, направленных на выполнение минских договоренностей, смотрите в инфографике Sputnik >>