БИШКЕК, 6 мар — Sputnik. На вопрос о сокращении предмет-часов в образовательных учреждениях корреспонденту Sputnik ответил кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России Кемеровского технологического института пищевой промышленности Алексей Палин.
— В Кыргызстане, как и в России, есть тенденция к сокращению предмет-часов в школах и вузах. Как вы к этому относитесь?
Другая сторона этого процесса предполагает более серьезное самостоятельное обучение. Существует определенное количество часов, которое отводится студенту на самостоятельную работу по отдельным дисциплинам, когда студент самостоятельно каким-то образом пытается наработать свой материал, поработать с научной и учебной литературой. Возможно, в таком подходе тоже есть плюсы.
— Образование — такой процесс, влияние которого на общество и человека полностью проявляется только через 15-20 лет. Не упадут ли качество и уровень образованности ниже, чем, скажем, при советском периоде? Не сформируется ли поколение, которое будет относиться к процессу образования как к чему-то не очень важному?
— Я думаю, политические, экономические, социально-бытовые условия, несомненно, влияют и на образование. Сегодняшний день диктует совершенно другие условия и другой взгляд на этот процесс, и соответственно определенные изменения в образовании необходимы.
Мне сложно дать комментарий по школьной системе образования в России, так как я преподаю в вузе. Но могу сказать на примере моего сына, ученика пятого класса. Учитывая плотность его занятий с ежедневными пятью-шестью уроками шесть дней в неделю, думаю, сокращение не такое уж большое. Также не могу говорить о том, что снижается качество образования.
На примере советского образования необходимо подчеркнуть его своеобразную уникальность и значимость формы и подхода к ребенку.
Чем было уникально советское образование? Оно давало, замечу, системные знания по всем предметам. То есть позволяло открыться ребенку, давало возможность определить приоритеты. Например, очень рано определялся гуманитарный либо технический склад ума советского ученика. И в дальнейшем ему предоставлялась возможность максимально развить эти способности. К тому же полученные обширные системные знания очень помогали в том или ином виде деятельности.
Сегодня таких возможностей, видимо, становится все меньше. На данный момент происходит более узкая специализация учащегося. А хорошо это или плохо, покажет время. Надеемся, что все будет хорошо.