00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
00:00
01:00
02:00
03:00
04:00
05:00
06:00
07:00
08:00
09:00
10:00
11:00
12:00
13:00
14:00
15:00
16:00
17:00
18:00
19:00
20:00
21:00
22:00
23:00
07:46
5 мин
Ежедневные новости
08:00
3 мин
Жаңылыктар
09:00
3 мин
Ежедневные новости
12:01
3 мин
Жаңылыктар
13:01
3 мин
Ежедневные новости
14:01
3 мин
Жаңылыктар
15:01
3 мин
Ежедневные новости
16:01
3 мин
Жаңылыктар
17:01
3 мин
Ежедневные новости
18:01
4 мин
Жаңылыктар
19:01
5 мин
Ежедневные новости
20:00
5 мин
Утро хорошего дня
"Сдай кровь – спаси жизнь" - почему благотворительность важна для каждого из нас?
06:03
41 мин
Күн башат
Борбор Азия университеттеринин ректорлорунун форуму Кыргыз мамлекеттүүлүгүнүн 100 жылдыгынын алкагында өтүүдө
07:04
41 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 08:00
08:00
4 мин
Утро хорошего дня
Подростковые проблемы через призму искусства - как говорить о сложном?
08:04
43 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 09:00
09:00
5 мин
Күн башат
Калк жашоосун чагылдырган салттуу музыка – Эл ичинен талант издеген сынак
09:05
44 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 12:00
12:01
3 мин
Будь в курсе
Женщины в бизнесе Кыргызстана: равные права или двойные барьеры?
12:04
45 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 13:00
13:01
3 мин
Sputnikteн сүйлөйбүз
Бишкекте тургундарды жылуулук менен камсыздоону жакшыртуу боюнча кандай иштер жүргүзүлүүдө?
13:04
25 мин
Күн башат
Кызыл-Омполду, Кумтөрдү жана башка кендерди иштетүүдө Кыргызстан эмнеге көңүл бурушу керек?
13:31
24 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 14:00
14:01
3 мин
Особый акцент
On air
14:05
0 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 15:00
15:01
3 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда кант диабети “жашарууда”— диабетти алдын алуу иштерине кандай көңүл бурулуп жатат?
15:04
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 16:00
16:01
3 мин
ОГО!
Люди и события, которые не оставили нас равнодушными
16:05
2 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 17:00
17:01
3 мин
Жума жыйынтыгы
апта ичинде болуп өткөн айрым окуяларга токтолобуз
17:05
45 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 18:00
18:01
5 мин
Об экономике и не только
с Кубатом Рахимовым
18:07
30 мин
Жаңылыктар
Жаңылыктар. Чыгарылыш 19:00
19:01
5 мин
Спортбокс
Спорттук экипировкаларды тандоодо эмнеге көңүл буруу кажет?
19:06
40 мин
Ежедневные новости
Ежедневные новости. Выпуск 20:00
20:01
5 мин
Итоги недели
Информационно-аналитическая программа
20:06
0 мин
Ачык кеп
Кыргызстанда кант диабети “жашарууда”— диабетти алдын алуу иштерине кандай көңүл бурулуп жатат?
23:04
45 мин
ВчераСегодня
К эфиру
г. Бишкек89.3
г. Бишкек89.3
г. Каракол89.3
г. Талас101.1
г. Кызыл-Кия101.9
г. Нарын95.1
г. Чолпон-Ата105.0
г. Ош, Джалал-Абад107.1

В школах применяют учебники, не одобренные Минобразования

© Sputnik / Михаил РогожинКруглый стол в универсистете им. Арабаева, Ирина Пузырева
Круглый стол в универсистете им. Арабаева, Ирина Пузырева - Sputnik Кыргызстан
Подписаться
В вузах, готовящих педагогов, нет групп для школ с русским языком обучения. И нужно понимать, что с уходом учителей старой закалки возникнет большой дефицит кадров, считает завотделом управления образования мэрии Бишкека Ирина Пузырева.

БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. Заведующая отделом развития образования управления образования мэрии Бишкека Ирина Пузырева ответила на вопросы корреспондента Sputnik о сокращении нагрузки в образовательных учреждениях.

— Впереди пора выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах. Насколько существующие образовательные программы соответствуют требованиям, предъявляемым к абитуриентам, поступающим в зарубежные вузы?

Школа. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Эксперт: нельзя учить истории КР без истории России и СССР
— Думаю, все государства бывшего СССР за четверть века независимости пришли к выводу, что 70 лет нахождения в одном пространстве и резкий распад на независимые страны показали, что у нас единая нравственно-культурная платформа, единый взгляд на оценку происходящих вокруг нас событий, единый взгляд на образование.

Многое нас связывает: и традиции, и память, и что очень важно — общая память. И вот этот период независимости, скорее, даже раздробленности, подвел нас к осознанию необходимости создания единого образовательного пространства.

Нам очень нужен единый подход к образовательным дисциплинам. Например, история. Не секрет, что сейчас историю многие переписывают так, как хотят, но в итоге время всегда расставляет точки над i. Для нас очень важно, чтобы наша молодежь имела правильное представление о тех исторических событиях, которые происходили за долгий период кыргызско-российских отношений.

— Почему возникла тенденция к сокращению часовой нагрузки?

"Модель школьного образования" требует дополнительного образования
— Участие в международной программе оценки качества образования PISA показало очень слабые знания и низкое качество образования у учащихся Кыргызстана. Естественно, перед государством встал вопрос о повышении этого показателя. У нас стали изучать различные модели образования — финскую, малайзийскую, китайскую, германскую и российскую. Изучалось выделяемое количество часов преподавания по определенным предметам.

Конечно, более тысячи часов на учащегося в год — очень большая нагрузка на ребенка. Поэтому было принято решение о сокращении.

— То есть, выяснив, что учащиеся показывают слабые знания, выносится решение еще меньше их учить?

— Сокращение часов должно было быть в первую очередь обдуманным. Нужно было сокращать часы для тех предметов, которые не подкреплены учебными программами, учебниками. А у нас сокращению подверглись математика, история, и очень сильно сократили естественнонаучный цикл предметов. Хотя мы и сопротивлялись, и до сих пор сопротивляемся этому, но такое решение было принято.

— Каким способом вы сопротивляетесь данному решению?

— Естественным. Получается само собой — часы сокращают, а программы и учебников нет. Вот и приходится работать по старым программам и учебникам.

По рекомендации Министерства образования и науки в школах с русским языком обучения используются российские учебники. Однако необходимо отметить, что у нас нет соответствующих нашей программе в старшей школе наших кыргызстанских учебников. До пятого класса начальной школы еще есть, а вот для старших они отсутствуют. На сегодня мы имеем такую ситуацию, что учебно-методического комплекса для школ с русским языком обучения с пятого по 11-й класс у нас практически нет.

Студенты КР смогут получить два диплома
Присутствует еще один сложный момент: нет преемственности в школьных пособиях по одним и тем же предметам. Например, в начальной школе не разрешены учебники Петерсона, а в старшей по ним занимаются.

По русскому языку, биологии, химии, физике и математике мы занимаемся по российским учебникам, но не все они разрешены нашим Минобразования, да и программа России довольно сильно отличается от нашей для русских школ.

Фактически получается, что ведомство дало на откуп самим школам работу по учебникам и программам. Каждая школа на сегодня пытается создать свою программу — авторскую, модифицированную, адаптированную и тому подобное, а необходима одна единая программа, одинаковая для всех.

В школах с кыргызским языком обучения другая — не менее сложная ситуация. Они хоть и практически полностью обеспечены учителями и учебниками, но вопрос качества этих учебников вызывает серьезные нарекания.

В них присутствует довольно большое количество грамматических и прочих ошибок. Даже учащиеся делают замечания по этому поводу. Например, многие избегают пользоваться учебником по английскому языку автора Юсуповой. Он был издан с очень большим количеством ошибок, а он стоит в учебной программе.

— А кроме учебных программ есть ли другие факторы в системе образования, которые подверглись кардинальным изменениям?

— В первую очередь это кадры, которые в настоящее время приходят с очень низким педагогическим потенциалом.

Сокращение предмет-часов снизит уровень образования, считает эксперт
В вузах, готовящих педагогические кадры, нет групп для школ с русским языком обучения. Также не готовят педагогов по математике, физике, информатике, химии и биологии. И нужно понимать, что через несколько лет уйдут пока еще работающие учителя старой закалки. И с их отсутствием возникнет большой дефицит кадров.

На сегодня в школы и вузы приходят молодые специалисты, не знающие методику преподавания предмета, возрастных особенностей детей, написание поурочных планов и т.д.

Молодые учителя не могут найти общий язык с детьми в силу того, что в вузах преподавание этих основных педагогических инструментов поставлено не на должный уровень. И соответственно возникают различные конфликтные ситуации. К тому же низкий уровень заработной платы ведет к тому, что в школы очень мало приходит интересных людей.

Особенная проблема — несоответствие гендерного баланса преподавательского состава в образовательных учреждениях. Помните, как в классическом советском фильме — "мужчин не хватает".

И если мы говорим о будущем детей, то существенный перекос в сторону женского воспитания накладывает особый отпечаток на детей. В школах, где есть учителя-мужчины, гораздо меньше проявлений насилия и школьного рэкета, чем в школах с чисто женским коллективом.

Да и вопрос трудового обучения сильно хромает по этой причине. При отсутствии педагога-мужчины мальчики учатся шитью, варке, стирке, карвингу и т.д. А они должны осваивать слесарные, столярные инструменты, учиться работать на станках, обработке разных материалов, то есть иметь чисто мужские навыки. Также сказывается нехватка инвентаря для "трудов", но главное — тех, кто умеет на них работать и обучать этому предмету.

Лента новостей
0