БИШКЕК, 5 мар — Sputnik. Заведующая отделом развития образования управления образования мэрии Бишкека Ирина Пузырева ответила на вопросы корреспондента Sputnik о сокращении нагрузки в образовательных учреждениях.
— Впереди пора выпускных экзаменов в школах и вступительных в вузах. Насколько существующие образовательные программы соответствуют требованиям, предъявляемым к абитуриентам, поступающим в зарубежные вузы?
Многое нас связывает: и традиции, и память, и что очень важно — общая память. И вот этот период независимости, скорее, даже раздробленности, подвел нас к осознанию необходимости создания единого образовательного пространства.
Нам очень нужен единый подход к образовательным дисциплинам. Например, история. Не секрет, что сейчас историю многие переписывают так, как хотят, но в итоге время всегда расставляет точки над i. Для нас очень важно, чтобы наша молодежь имела правильное представление о тех исторических событиях, которые происходили за долгий период кыргызско-российских отношений.
— Почему возникла тенденция к сокращению часовой нагрузки?
Конечно, более тысячи часов на учащегося в год — очень большая нагрузка на ребенка. Поэтому было принято решение о сокращении.
— То есть, выяснив, что учащиеся показывают слабые знания, выносится решение еще меньше их учить?
— Сокращение часов должно было быть в первую очередь обдуманным. Нужно было сокращать часы для тех предметов, которые не подкреплены учебными программами, учебниками. А у нас сокращению подверглись математика, история, и очень сильно сократили естественнонаучный цикл предметов. Хотя мы и сопротивлялись, и до сих пор сопротивляемся этому, но такое решение было принято.
— Каким способом вы сопротивляетесь данному решению?
— Естественным. Получается само собой — часы сокращают, а программы и учебников нет. Вот и приходится работать по старым программам и учебникам.
По рекомендации Министерства образования и науки в школах с русским языком обучения используются российские учебники. Однако необходимо отметить, что у нас нет соответствующих нашей программе в старшей школе наших кыргызстанских учебников. До пятого класса начальной школы еще есть, а вот для старших они отсутствуют. На сегодня мы имеем такую ситуацию, что учебно-методического комплекса для школ с русским языком обучения с пятого по 11-й класс у нас практически нет.
По русскому языку, биологии, химии, физике и математике мы занимаемся по российским учебникам, но не все они разрешены нашим Минобразования, да и программа России довольно сильно отличается от нашей для русских школ.
Фактически получается, что ведомство дало на откуп самим школам работу по учебникам и программам. Каждая школа на сегодня пытается создать свою программу — авторскую, модифицированную, адаптированную и тому подобное, а необходима одна единая программа, одинаковая для всех.
В школах с кыргызским языком обучения другая — не менее сложная ситуация. Они хоть и практически полностью обеспечены учителями и учебниками, но вопрос качества этих учебников вызывает серьезные нарекания.
В них присутствует довольно большое количество грамматических и прочих ошибок. Даже учащиеся делают замечания по этому поводу. Например, многие избегают пользоваться учебником по английскому языку автора Юсуповой. Он был издан с очень большим количеством ошибок, а он стоит в учебной программе.
— А кроме учебных программ есть ли другие факторы в системе образования, которые подверглись кардинальным изменениям?
— В первую очередь это кадры, которые в настоящее время приходят с очень низким педагогическим потенциалом.
На сегодня в школы и вузы приходят молодые специалисты, не знающие методику преподавания предмета, возрастных особенностей детей, написание поурочных планов и т.д.
Молодые учителя не могут найти общий язык с детьми в силу того, что в вузах преподавание этих основных педагогических инструментов поставлено не на должный уровень. И соответственно возникают различные конфликтные ситуации. К тому же низкий уровень заработной платы ведет к тому, что в школы очень мало приходит интересных людей.
Особенная проблема — несоответствие гендерного баланса преподавательского состава в образовательных учреждениях. Помните, как в классическом советском фильме — "мужчин не хватает".
И если мы говорим о будущем детей, то существенный перекос в сторону женского воспитания накладывает особый отпечаток на детей. В школах, где есть учителя-мужчины, гораздо меньше проявлений насилия и школьного рэкета, чем в школах с чисто женским коллективом.
Да и вопрос трудового обучения сильно хромает по этой причине. При отсутствии педагога-мужчины мальчики учатся шитью, варке, стирке, карвингу и т.д. А они должны осваивать слесарные, столярные инструменты, учиться работать на станках, обработке разных материалов, то есть иметь чисто мужские навыки. Также сказывается нехватка инвентаря для "трудов", но главное — тех, кто умеет на них работать и обучать этому предмету.