БИШКЕК, 7 мар — Sputnik. Депутаты Жогорку Кенеша в четверг отправили на голосование в третьем чтении законопроект об увеличении штрафов для предпринимателей за обман покупателей.
Начальник управления защиты прав потребителей, недобросовестной конкуренции Государственного агентства антимонопольного регулирования Кыргызстана Назина Алымкулова ответила на вопросы корреспондента Sputnik о предполагаемых нововведениях.
— Будет ли законопроект работать на практике и что это даст обыкновенному жителю Кыргызстана?
— Штрафы, которые действуют сейчас, не совсем страшны для нарушителей. Именно поэтому назрела необходимость в их увеличении. Данный закон был направлен на поднятие штрафных санкций в адрес нарушителей. Но пока документ в силу не вступил, так как закончилось обсуждение в третьем чтении.
В последнее время политика государственного антимонопольного органа направлена на просвещение потребителей в отношении своих прав. Нами проводятся многочисленные тренинги, семинары, акции, выступления на радио, телевидении. То есть мы занимаемся просветительской работой среди населения.
В ходе многочисленных мониторингов по различным отраслям было выявлено достаточно много нарушений, по которым мы принимаем меры в виде предписаний и наложения штрафов.
— Например, если я купил на рынке килограмм мяса, а фактически оказалось 920 граммов. Что мне делать?
— На каждом рынке кроме весов продавца есть еще и контрольные весы. Если вы подозреваете, что вас обманывают, проверьте на контрольных весах. При недоверии и к этим весам вы можете купить это мясо, затем пойти в органы стандартизации, где есть средства измерения, и получить экспертное заключение. И после принятия от вас заявления будут приниматься меры. Однако чтобы не довести до этого, мы занимаемся просвещением потребителей и продавцов.
— То есть вы признаете, что этот процесс достаточно долгий и много формальностей?
— Да. Но из-за того, что он будет существовать де-юре, предполагается, что продавец будет бояться наложения штрафа, а покупатель будет знать, что если его обманут, куда следует обращаться. Ведь закон является регулятором между потребителем и продавцом. И если эти формальности опустятся, то юридической силы не будет.
— Сколько заявлений принимается вами на практике?
— К сожалению, наши потребители неактивны в этом плане, и жалоб на обман потребителей очень мало. Наши потребители бездействуют, хотя и знают, что их обманывают. За прошлый год, по нашей статистике, минимальный процент занимают именно жалобы на обман потребителей.
— Если бы в законе было прописано поощрение потребителя в этом, то как бы изменилась ситуация?
— У Кыргызстана, как, впрочем, и у других стран, практически схоже законодательство в этом направлении. Например, с Казахстаном и Беларусью. Однако потребности включать систему поощрения для покупателя нет, потому что по опыту других государств на практике такое не работает.
Но лично моя позиция касается того, чтобы потребитель доводил дело до конца. Нужно бить тревогу, если он подозревает, что его обманули. И после официального подтверждения факта обмана желательно как можно шире это распространить, может, в социальных сетях, может, на сайтах информагентств. И тогда, я думаю, наши граждане будут более активны в реализации своих прав на достойное и честное обслуживание.
Предлагаемая редакция
Статья 288. Обман потребителей
Обмеривание, обвешивание, обсчет, занижение количества фасованных товаров в упаковках любого вида, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества и безопасности товара или иной обман потребителей на предприятиях, в организациях, осуществляющих расфасовку и реализацию товаров или оказывающих услуги населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до 15, на должностных лиц — в размере от 50 до 100, на юридических лиц — в размере от 100 до 300 расчетных показателей.