БИШКЕК, 30 мар — Sputnik. Эксперт по международным делам Эдиль Осмонбетов считает, что радикальное направление, пропагандируемое группировкой "Исламское государство", не будет пользоваться поддержкой, но предупреждает, что радикальные идеи будут процветать там, где присутствуют социально-экономические проблемы, низкий уровень жизни и религиозная безграмотность.
Аналитик ответил на вопросы корреспондента Sputnik о ситуации, связанной с передвижением группировок "Исламского государства" по территории Афганистана, граничащих с пространством СНГ.
— Известно, что у границ Таджикистана наблюдается активизация отрядов ИГ, появившихся в Афганистане еще в январе этого года.
"Исламское государство" — более модернизированная и мощная организация, чем "Аль-Каида" или "Талибан". И на сегодня перед ИГ стоит задача максимального расширения своих "владений" по имперскому принципу. И естественно, что ими будут предприняты такие попытки в Афганистане, Центральной Азии и любой другой точке мира, где есть какие-либо предпосылки для этого.
Но, думаю, в ЦА нет ни идеологических, ни социальных причин для того, чтобы это экстремистское движение нашло мощную поддержку. Так же как и то, что и для Афганистана эти события не имеют серьезной почвы и оснований для беспокойства.
У афганских спецслужб достаточно большой опыт противодействия подобным силам. И потом, есть так называемые полевые командиры, которые довольно-таки хорошо контролируют ситуацию и не дадут возможности им дестабилизировать ее. С учетом того, что США приняли решение о выделении 4 миллиардов долларов на поддержку афганской армии и присутствие еще 10 тысяч американских солдат сил специального назначения, думаю, что это станет серьезной препоной для ИГ.
Крупным бастионом на пути продвижения "Исламского государства" в Центральной Азии также является Иран. При этом не надо забывать, что и в самом Ираке очень много суннитских и шиитских общин, которые при правильной организации могут стабилизировать или даже ликвидировать эту проблему.
Стоит отметить и сильные противоречия между ИГ и движением "Талибан", а также другими военизированными группировками исламского толка. Также на данный момент между самими лидерами ИГ возникают внутренние противоречия. Арабские исламисты не могут договориться с лидерами-выходцами из Кавказа, Центральной Азии. Каждый считает, что у них больше прав в решении тех или иных вопросов.
Не стоит сбрасывать со счетов и идеологическую составляющую. Пик "расцвета" идеологии ИГ уже идет на спад. Слишком уж агрессивна форма подачи идеи "Исламского государства": жестокие показательные казни, неприемлемость компромиссов и другие факторы. Думаю, идея, какую бы они ни предлагали, прежде всего должна быть привлекательной для новых адептов. И к тому же на продвижение идей требуются огромные средства, выделение которых, думаю, будет затруднительным для ИГ.
Опасность для нашего региона заключается в том, что ИГ может закрепиться, ощущая внутреннюю поддержку в ЦА. Большую опасность представляют люди с экстремистскими взглядами, которых вербуют и которые затем выезжают в зону конфликта. Надо иметь в виду, что радикальные идеи будут процветать там, где присутствуют социальные проблемы, низкий уровень жизни, экономические проблемы и религиозная безграмотность.
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев прав, уделяя особое внимание работе спецслужб, усилению профилактической работы в сфере религиозной политики. Я думаю, очень своевременно принято решение о запрете с марта 2015 года деятельности ИГ в республике.
Для всей Центральной Азии сейчас больше важна внутренняя стабильность. Требуются не только репрессивные действия, также необходима выработка идеологической формы работы в гуманитарной и религиозной областях.
Повторюсь: опасны те люди, которые убеждают, делают революцию в умах, а затем переводят свои действия в активную фазу.
— Как вы прокомментируете наращивание армии властями Туркменистана, информация о котором прошла в ряде СМИ?
— У меня нет фактов, подтверждающих это, и оперировать такой информацией надо очень осторожно. Ведь Туркменистан — само по себе закрытое государство, и информация должна быть как минимум официальной.
Но, видимо, Ашгабад опасается того, что происходит на приграничных с ним территориях Афганистана. Здесь присутствует один минус — Туркменистан пытается решить проблемы самостоятельно. Увеличение армии — это превентивная мера, и, к сожалению, они не смогут решить проблему в одиночку. Все-таки международный терроризм является глобальной проблемой, которую можно победить только "всем миром". Тут нужен глобальный подход.
— Стоит ли усиливать российское военное присутствие путем создания дополнительных баз в регионе ЦА?
— Думаю, это преждевременно. Угроза ИГ специфична, и возможный военный конфликт не будет носить линейный характер, скорее всего, будут нужны мобильные спецподразделения. Так что, по моему мнению, создание военных объектов в регионе — задача не первостепенной важности.
Более эффективным решением станет помощь странам ЦА в переподготовке личного состава и перевооружении армии.
А создание в рамках евразийской интеграции больших социально-экономических проектов, введение эффективных бизнес-процессов, открытие производств, заводов и свободная торговля будут куда более эффективным решением в создании заслона перед распространением экстремистских идей. Повторюсь: предпосылки появятся только там, где присутствуют социально-экономические проблемы, низкий жизненный уровень и религиозная неосведомленность населения.
— Как вы относитесь к информации о нахождении в Таджикистане более тысячи сторонников движения ИГ?
— Я мало доверяю непроверенной информации. Как бы статистика ни была такая, нужно выяснить методику определения этих данных и учесть много других факторов. По-моему, это демонстрация силовиками Таджикистана контроля над ситуацией в стране, и не более того.
Подробнее об "Исламском государстве" смотрите в инфографике Sputnik >>