БИШКЕК, 20 июн — Sputnik. Инновации кыргызстанских специалистов в подготовке расчетов вкладов страны в достижение целей Конвенции по изменению климата вызвали резонанс среди экспертов, сообщил корреспонденту Sputnik заместитель директора Центра изменения климата в КР Шамиль Ильясов.
В начале июня в Бонне (Германия) прошла двухнедельная сессия вспомогательных органов Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Главной задачей встречи была подготовка документов к конференции сторон (КС) в конце года в Париже.
— Какие цели стояли перед официальной делегацией Кыргызской Республики?
Кыргызстан выполняет этот проект при поддержке ЮНЕП/ГЭФ в числе девяти пилотных стран мира, и его результаты будут представлены на конференции сторон РКИК ООН в декабре 2015 года в Париже. Мы разработали свой вариант подходов к оформлению вкладов, поэтому интересно было услышать критику экспертов, пожелания и комментарии, а также увидеть реакцию специалистов, чтобы понять, что нам еще можно улучшить.
— Какой была реакция коллег-экспертов на вашу презентацию?
— С ней мы смогли выступить два раза и увидели большой интерес со стороны других стран к нашему подходу — на вопросы по окончании каждой презентации мы отвечали около двух часов. Многие участники воспользовались возможностью дважды послушать о нашем подходе – во второй день мы видели в зале и тех, кто уже был на первой презентации.
— В чем особенность подхода Кыргызстана к формированию странового вклада?
— Он заключается в том, что вклады должны быть не абстрактными, а количественными и конкретно измеримыми. Второй важный момент — формируя свой вклад, страна обязательно должна показать степень его амбициозности.
Что это такое? Мы часто слышим, что та или иная страна на весь мир заявляет о намерении сократить к такому-то году выбросы парниковых газов на столько-то процентов. Но как оценить этот вклад, хороший он или плохой, насколько способствует достижению основной цели — ограничению глобального повышения температуры до 2 градусов по Цельсию?
Третье — мы впервые сумели оценить количественно адаптационную составляющую нашего вклада. И тут, кроме количественных подсчетов, еще четко разделили необходимые адаптационные меры на те действия, которые мы, как страна, можем выполнить сами, и те, где нужна поддержка мирового сообщества в лице более развитых стран.
Теперь, после презентации в Бонне, получив одобрение специалистов мирового уровня, можем продолжить работу и подготовить вклад страны к конференции сторон в Париже.
— То, что вы говорите, очень логичный, более того – закономерный и естественный подход. Почему для коллег из других стран он стал новым и даже неожиданным?
— На самом деле, это не очень простая вещь! Мы сейчас говорим об идеях, как подготовить и рассчитать вклад страны, но, понятно, что их невозможно реализовать без постоянно обновляемой информационной и аналитической базы, которая позволяет ставить количественные цели. Это — и корректно выполненная инвентаризация эмиссий парниковых газов, это — и четкий обоснованный прогноз эмиссий, это — и оценка ущерба, который страна понесет, если вовремя не предпримет меры по адаптации к последствиям изменения климата. Чтобы сформулировать вклад на основе предлагаемых нами подходов, надо уже очень много иметь в стране. Кыргызстан всегда отстаивал позицию принятия конкретных действий, а не словесных обещаний, или, как это иногда случается даже на мировом уровне — подавая проблемы изменения климата, бить на эмоции. Мы старались эмоции отбросить, ведь можно долго доказывать, что наша страна наиболее уязвима. Но для международных организаций необходимы количественные обоснования для запрашиваемой поддержки.
В мире не так много стран, которые имеют достаточно хорошую научную базу и школу, чтобы заниматься этим. Кроме того, во многом действия по принятию климатических решений сильно подвержены политическим течениям и ситуациям. Бывает, что даже имея отличную базу, климатические решения не принимаются по политическим соображениям. К тому же для некоторых развивающихся стран характерна иждивенческая позиция, они не предпринимают конкретных действий, а ждут, когда им помогут развитые страны.
— Почему сегодня странам так важно рассчитывать и заявлять свои вклады?
— Вклады — обязательства на будущее. Только по имеющимся обязательствам всех стран мы можем понять, решает ли человечество реально проблему изменения климата или все идет своим путем без всякой связи с происходящими изменениями.
Только на основании анализа документов можно понять, сможем ли мы решить проблему изменения климата в будущем. И мы должны точно знать, какие средства на решение этой проблемы понадобятся.
В конвенции записано, что развитые страны должны помогать развивающимся. Но конкретная цифра, сколько денег на это надо, никогда не озвучивалось.
Да, на самом высоком уровне говорится о 100 миллиардах долларов, которые богатые страны будут выделять ежегодно, но никто не говорил, хватит ли этого. Много это или мало? Человечество уже принимает достаточные меры или нет?
— В Бонне Кыргызстан представил свою позицию в вопросе подготовки вкладов — что Вы планируете делать дальше, и какую реакцию ждать от других участников процесса?
Уже в Бонне реакция на нашу презентацию была различная. Для стран с низким уровнем развития в сфере изменения климата наш подход — это абстракция, они ждут, когда наши идеи будут переложены в методички, и тогда они смогут что-то сделать, опираясь на них.
Конечно, для развитых стран существуют определенные трудности. Реализация вкладов — процесс долгосрочный, а у любого правительства есть мандатный срок и бюджетные рамки, и ни одно правительство не может дать финансовое обещание на долгосрочный период, выходящий за пределы своего мандата. Поэтому от развитых стран критики не было, возразить невозможно, но и согласиться технически сложно.
На наше предложение, вероятно и не стоит ждать быстрой реакции. Но, поскольку наши идеи логичны и верные, они будут постепенно завоевывать сторонников и будет появляться все больше вкладов, разработанных на аналогичной основе.
В ближайшие месяцы Кыргызстан закончит подготовку этого вкладов и официально представит нашу позицию в Секретариат РКИК. Дальше, на основании этих вкладов, мы будем работать с донорами для поиска финансовой поддержки реализации планов. Для этого стране и нужен такой документ. Когда у страны есть своя стратегия — как жить дальше, есть свое видение развития и решения проблем изменения климата, понятно, что она не будет соглашаться с любыми предложениями международных партнеров и доноров, а будет идти планомерно к достижению поставленной цели в соответствии с национальными приоритетами.
— И несколько слов об основном тексте нового Климатического соглашения, которое будет приниматься в Париже. Большой ли по объему документ?
— Сейчас это текст общим объемом около 90 страниц. Сократить и, главное, согласовать его крайне важно, так как ожидается, что он станет основой контроля выбросов парниковых газов и противодействия климатическим изменениям после 2020 года.
Не умаляя значения работы над текстом, отмечу, что, прежде всего для развивающихся стран, в приоритете решения, которые приблизят получение финансовой помощи.
— А как обстоит дело с согласованием финансирования?
— Эксперты считают чрезвычайно важным, чтобы в этом году были достигнуты существенные сдвиги в вопросах финансирования климатических действий. Но для этого развитые страны должны повысить прозрачность финансовой поддержки и прояснить намерения о предоставлении долгосрочной финансовой помощи развивающимся, которые в свою очередь должны представить позиции, внятно обосновывающие размеры этой помощи.
Именно финансовая составляющая является ключом к заключению соглашения, отметил в своем традиционном обзоре климатических переговоров РКИК ООН в Бонне руководитель программы "Климат и энергетика" WWF в России Алексей Кокорин. Он подчеркнул, что в Бонне активно обсуждались вклады, поданные странами, где "отмечалась недостаточность практически всех предложенных ими действий для следования по глобальной траектории "20 С".
На фоне такой финансовой неопределенности опыт Кыргызстана, представленный в Бонне, стал показательным и вызвал неподдельный интерес и резонанс среди экспертов по изменению климата.