Кубан Абдымен, журналист, политолог
Кыргызстан, расположенный между Китаем и Казахстаном и получающий свободный выход на Россию, после всех процедур по имплементации в органы ЕАЭС получит право на свободное обращение товаров, услуг и движение капитала, как и наоборот — стран ЕАЭС в Кыргызстан. Вошедшие в Евразийский союз государства получают равные права, но при этом и равные обязанности, несмотря на разные экономические возможности. В Кыргызстане были опасения, что членство в новом союзе может привести к сокращению торгового оборота с такими странами, как Китай и Турция. Камнем преткновения для сторон к моменту подписания договора стали два вопроса, в которых после изнурительных переговоров Бишкек отстоял свои интересы. В результате КР получила таможенные льготы для китайской продукции в рамках реализации финансируемых Китаем проектов и отмену аудита своих ветеринарных служб.
С изменением международной политической обстановки Кыргызстан попал в щекотливое положение, когда нужно было определяться с вопросом мультивекторной внешней политики, которой он придерживался до недавнего времени. До создания ЕАЭС КР выглядела страной, которая стремилась сохранять баланс в отношениях с государствами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Торговый оборот с Китаем, по данным китайских официальных органов, заметно превысил 1,2 миллиарда долларов в год. При этом подавляющую его часть составлял китайский импорт. Установившиеся отношения между двумя странами укреплялись с каждым годом, а после 2013-го, когда новый руководитель КНР посетил Кыргызстан с официальным визитом, китайские инвестиции получили дополнительный импульс. Часть планируемого проекта по строительству газопровода из Туркменистана и Узбекистана в Западный Китай будет проходить через южные области КР. Кроме этого, китайские компании давно и успешно реализуют ряд проектов реконструкции стратегических автотрасс в республике, ведут добычу полезных ископаемых. В этих проектах заинтересован Бишкек, который надеется получить толчок к развитию своих регионов, прилегающих к Китаю. Не в меньшей степени заинтересован в развитии отношений со своим соседом и Пекин. В частности, в строительстве железнодорожной магистрали, которая значительно сократит дорогу для выхода китайских товаров на рынки и моря в Южной Азии, а дальше на рынки Европы через Турцию.
С учетом уже сложившихся обстоятельств вступление Кыргызстана в ЕАЭС неминуемо повлияет на его отношения с его важным соседом, который все более настойчиво и вполне успешно развивает международный проект под названием "Экономический пояс Великого Шелкового пути". Масштабный проект охватывает более 65 государств, включая страны ЕАЭС.
С одной стороны, Евразийский экономический союз становится наиболее привлекательным проектом для экономического развития Кыргызстана. К моменту создания единого рынка экспорт КР в страны ЕАЭС составлял 40 процентов. В связи с созданием таможенных постов на границе союза эта доля стала сокращаться. Государства ЕАЭС поставили вопрос сокращения реэкспорта, в основном из Китая и Турции, поскольку ткани для производства швейных изделий завозились именно из этих стран. Так Кыргызстан стал пунктом, в котором пересеклись интересы ведущего в "экономическом поясе" Китая и стран ЕАЭС. Однако очевидно одно — если республика вынужденно остановит импорт товаров из других стран, ее экономика может заметно пострадать, особенно по поставкам товаров из Китая. В то же время, учитывая политический интерес стран ЕАЭС к Кыргызстану, в первую очередь России, Бишкек имеет хорошую возможность для подпитки своей экономики с двух сторон. С одной стороны, он никак не может отказаться от финансово-экономического сотрудничества с Китаем. Около половины внешнего долга КР — примерно 3,4 миллиарда долларов — китайские кредиты, и этот факт игнорировать невозможно. А с другой стороны, стратегические интересы страны тесно связаны с Россией и Казахстаном.
Немаловажен и факт 17-летнего членства Кыргызстана в ВТО. Накопленный опыт может быть полезен другим участникам ЕАЭС при решении различных вопросов с ВТО. В результате переговоров с ЕАЭС республике удалось добиться преференций примерно по 170 наименованиям товаров сроком для каждого от трех до пяти лет. Наличие подобного условия для Кыргызстана будет означать не только преимущество перед другими участниками ЕАЭС, но и возможность для местных бизнесменов снизить свои затраты, за счет чего увеличить доходы в первые годы в составе евразийского объединения.
Кыргызстан в создавшихся условиях получает неплохие возможности для реструктуризации экономики. Для любой страны необходима экономическая интеграция с соседями для динамичного развития в условиях жесткой конкуренции. Альтернативы сотрудничеству в новом союзе с существенным влиянием на общую ситуацию Бишкеку найти трудно, и это понимают даже противники членства в ЕАЭС. Важнейшим направлением сотрудничества в рамках этого союза является индустриализация страны.
Развитие промышленности для Кыргызстана является очень важным направлением экономического развития. Когда-то доля промышленности в экономике страны достигала 56 процентов. В настоящее время наибольшая доля в структуре ВВП приходится на сферу услуг — около 51 процентов, а доля промышленности, включая золотодобывающее предприятие "Кумтор", — всего 21 процент, то есть реальное производство составляет меньше половины ВВП. В свете предстоящих преобразований руководство республики ставит задачу вывода экономики из импортозависимой в экспортоориентированную.
Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза ориентированы на решение такой важной задачи, как импортозамещение промышленных товаров из третьих стран на общем рынке ЕАЭС. Этого можно добиться за счет увеличения взаимных поставок продукции, использования сырья, материалов, комплектующих и технологических операций партнеров по ЕАЭС, наращивания экспорта продукции обрабатывающей промышленности за счет совместных усилий по ее поддержке, ускорения технологического развития промышленных комплексов путем формирования современной инновационной инфраструктуры в ЕАЭС. В новых условиях, когда Кыргызстан становится действенным участником не только ЕАЭС, но и среди стран Экономического пояса Великого Шелкового пути, у него постепенно обозначаются перспективы экономического развития.