БИШКЕК, 8 июл — Sputnik. В Кыргызстане вновь вносятся предложения узаконить многоженство. Общество разделилось на два лагеря: тех, кто считает, что это варварский пережиток прошлого, и тех, для кого многоженство — приемлемый способ создания семьи.
Огромная "плазма", домработница, бассейн… 22-летняя Амина не нуждается в деньгах. Как признается девушка, она не испытывает недостатка и в мужском внимании. У нее есть муж — щедрый, внимательный и добрый. Он ее искренне любит, как и свою первую жену.
"И я его люблю. Мы счастливы и хорошо общаемся с сестрой. Обе следим, чтобы он всегда был сыт и хорошо одет. Почему кто-то решил, что это плохо?" — откровенничает Амина.
Свадьба, медовый месяц в Дубае, безбедная жизнь. У мужа было свое кафе. Замира начала читать намаз, надела хиджаб, а спустя год забеременела. Супруг устроил ее к себе в кафе. Она стала работать официанткой. Ожидание наследника не стало для мужа серьезным поводом к тому, чтобы освободить супругу от тяжелого труда. Напротив, на четвертом месяце беременности он сообщил ей, что собирается взять вторую жену.
"Родители мужа сняли свои маски и показали, как они ко мне относятся. Для них я была рабыней. А теперь он приводит домой мою коллегу — другую официантку. Я умоляла ее уйти, но та осталась. Я ненавидела себя, мужа и ее", — вспоминает Замира.
Между тем певица Зарина Хасанова считает, что для современной женщины многоженство недопустимо.
"Я должна быть одной-единственной и неповторимой. Никогда не стала бы второй, третьей, четвертой и даже первой, несмотря на то, что она главенствует над другими женами", — рассказала корреспонденту Sputnik певица.
По ее мнению, по-настоящему любящий мужчина не станет искать другую женщину.
Эксперт по традиционным знаниям Чынара Сейдахматова считает, что исламские ценности не стоит путать с исконно кыргызскими. По ее словам, факты многоженства у кыргызов были, однако такие союзы заключались только в случае крайней необходимости.
"Когда умирал кормилец семьи, важно было сохранить жизни детей и женщины, которые становились беззащитными. Поэтому брат мог жениться на снохе. Причем возраст невесты не имел значения: зачастую мужчина брал в жены женщину гораздо старше себя", — рассказала эксперт.
По ее мнению, депутаты, которые инициируют законы о полигамии, пытаются срастить традиции с исламскими ценностями. Однако многоженцы среди парламентариев также не готовы афишировать свой семейный уклад, что противоречит Корану.
"У нас достаточно сильные женщины. И все внесемейные связи происходят, как правило, тайно, без одобрения жен, как того требует Коран", — отметила Сейдахматова.
Директор независимого аналитического центра "Религия, право и политика" Кадыр Маликов считает, что общество пока не готово к легализации полигамии. По его словам, из-за незнания законов шариата сейчас инициатива может привести к искажению норм и правил.
"Мужчина не может использовать жен как рабочую силу, он должен их полностью содержать. Если она захочет, то может пойти работать, но это по ее желанию. Необходимо так проработать этот вопрос, чтобы права женщин, детей и даже мужчин были защищены", — прокомментировал Маликов.
По мнению эксперта, забывать о проблеме также не следует. Из-за отсутствия правовой базы вторые жены и дети от такого брака лишаются наследства и не обладают надлежащими правами, утверждает он.
"Смысл многоженства — в достижении основных целей шариата. Это жертвование своим временем и здоровьем. Я имею в виду случаи, когда мужчина женится на женщине, которая не может выйти замуж из-за инвалидности или по другим серьезным причинам. Например, если бесплодна или у нее и так много детей от первого брака. То есть, когда я беру в жены, то делаю это ради Аллаха, довольства Его, беру именно ту, которая нуждается", — отметил Маликов.
Сейчас многоженство официально запрещено. Но, по словам юриста Тимура Саралаева, в Кыргызстане практически отсутствуют правовые механизмы выявления фактов многоженства.
"Если следственные органы докажут факт ведения общего хозяйства с несколькими женщинами, то многоженцу светит до двух лет лишения свободы. Однако, по моим данным, с 2010 года такие уголовные дела открывались всего четыре раза. У нас правовая база "хворает" в этом плане, то есть механизмы выявления подобных фактов отсутствуют", — заявил юрист.
По мнению Саралаева, для многоженцев стоит ввести более суровое наказание. Это уменьшит количество желающих обладать двумя или тремя женами.