Кубан Абдымен, журналист, политолог:
Начало процесса имплементации в ШОС таких крупных государств, как Индия с ее миллиардным населением, ядерным оружием и быстрорастущей экономикой и Пакистан с 200-миллионным населением, ядерным оружием и важным геостратегическим положением, несомненно, приведет не просто к укрупнению организации, а к росту ее международного авторитета, считают многие эксперты.
Кыргызстан всегда выступал в поддержку "шанхайского духа", заложенного еще в 2001 году. Изначально выбравшая путь демократического развития и многовекторную внешнюю политику, страна выступает за развитие многостороннего сотрудничества в мире, в частности в азиатском регионе. Для небольшой республики, расположенной между крупными державами, это единственно приемлемое условие развития в конкурирующем мире, в котором крупные державы ведут большую "шахматную игру" на политическом поле. Руководство КР понимает, что многосторонность — главная гарантия обеспечения безопасности страны в условиях возрастающей глобализации.
Значение ШОС для государств Центральной Азии неоспоримо по многим причинам. Кыргызстан, как и другие члены ШОС в Центральной Азии, все больше расширяет торгово-экономические связи с Китаем. Одновременно он проявляет заинтересованность в углублении торговых отношений с Россией и Казахстаном. Не случайно именно в этих странах наибольшее количество трудовых мигрантов из региона, из Кыргызстана в частности.
Следующее на очереди завершение автотрассы север — юг, которая станет альтернативой дороге Бишкек — Ош и будет проходить по внутренним регионам республики, ждущим в развитии своего часа.
Наконец-то появились признаки того, что китайская сторона согласилась на предложение Кыргызстана и начала разработку технико-экономического обоснования железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая была задумана еще в конце 1990-х годов. Новый проект учитывает все потребности по инфраструктурным изменениям внутренних районов Кыргызстана. Протяженность дороги составит около 460 километров и охватит три крупных, с огромными запасами природных ископаемых района Нарынской области. При этом протяженность только туннелей под горами сокращена до 30 километров. Китайская сторона видит выгоду от реализации этого проекта и проявляет интерес к субсидированию его строительства с правом долгосрочной концессии.
Строительство этой дороги с учетом новой китайской инициативы Экономического пояса на Великом Шелковом пути вполне вписывается и в программу инфраструктурных преобразований в странах вдоль Шелкового пути. Если присовокупить к этому планы России по инвестированию в гидроэнергетику страны, потенциал которой освоен лишь на 10 процентов, Кыргызстан имеет хорошую перспективу для развития всей своей экономики. Это особенно важно в связи с тем, что для реализации перспективных проектов нужно будет увеличивать энергетические мощности, которых уже не хватает для нужд республики.
Расширение ШОС так или иначе приведет к усилению взаимоотношений между ее членами. Географическое расположение Кыргызстана и всей Центральной Азии очень привлекательно для расширения экономических связей. Железная дорога, проходящая через внутренние районы республики, позволит значительно сократить транспортное расстояние между Китаем, Пакистаном, Индией и Ираном. С этой точки зрения стратегическое значение инфраструктурных изменений бесспорно. Доставка как пассажиров, так и грузов будет осуществляться намного быстрее, принося Кыргызстану за один лишь транзит существенные дивиденды.
Реализация таких проектов дает возможность расширения экономического сотрудничество, что важно с точки зрения реализации планов развития самого Кыргызстана. Расширение ШОС вполне соответствует нашему внешнеполитическому курсу. Для республики также важно создание Банка развития ШОС. Как и другие страны региона, Кыргызстан может быть перспективен для использования инвестиционных средств нового банка. Такие крупные месторождения природного сырья, как Кара-Кече, где залегают большие объемы угля, Жетим-Тоо с огромными запасами металла, Сары-Джаз с запасами олова и меди, нуждаются не просто в инвестициях, а в транспортных коммуникациях для эффективного использования добытых ископаемых. Имеющий большую потребность в сырьевом материале Китай получит возможность импортировать не только нефть и газ, но и другое нужное сырье для своей растущей экономики. Создание Банка ШОС позволит с уверенностью вкладывать средства в важные для всех стран организации проекты и тем самым способствовать развитию своей экономики.
Есть опасения, что после присоединения Индии и Пакистана к ШОС влияние России и Китая будет размываться. Однако не приходится сомневаться, что новые члены ШОС проявляют большой интерес к странам Центральной Азии. Доказательством тому служит официальный визит премьер-министра Индии Нарендра Моди во все пять стран региона до и после саммита в Уфе. В ходе этой поездки каждой стране было уделено большое внимание, а Казахстан и Узбекистан и вовсе обязались поставлять уран для ядерной промышленности Индии. Эта страна мягко вклинивается в регион, даря надежду на то, что ее быстрорастущая экономика начнет вкладывать капитал в экономику стран Центральной Азии.
Не стоит сбрасывать со счетов Пакистан и потенциального члена ШОС Иран, которые давно уже не скрывают своего интереса к Центральной Азии. Богатые на энергоресурсы, включая гидроэнергетику, государства региона способны обеспечить эти страны дефицитной энергией и тем самым внести свой вклад в укрепление позиции ШОС в мире.
Кыргызстан в состоянии извлечь выгоды для себя от интеграционных процессов и расширения ШОС в двух случаях: если за счет этого он получит импульс к развитию своей экономики и крупных инвесторов и если ему окажут поддержку в скорейшей адаптации к условиям в ЕАЭС.