Бывший глава представительства железных дорог Казахстана в Беларуси, Украине и странах Балтии, экс-первый заместитель представительства железных дорог Казахстана в России поведал, почему в Кыргызстане самолет одерживает уверенную победу над поездом и есть ли у последнего шанс восстановить позиции.
— Еще в 2009 году в Кыргызстане на треть больше человек предпочитали передвигаться на поезде, нежели на самолете. Уже в 2011-м цифры практически сравнялись, а, судя по последним данным Нацстаткома, желающих полетать стало практически в два раза больше. Откуда такая стремительность?
Обычные пассажиры выбирают авиамаршруты. Тем более стоимость путешествия на самолете иногда намного ниже, чем на поезде. Особенно, если заказывать билет заранее. Ну и, разумеется, сервис. Парк у нас давно не обновляется, кажется, что из наших железных дорог выжимаются все соки.
— К слову, президент РЖД Владимир Якунин, который оставил свой пост и сейчас выдвигается в сенаторы, действительно возродил эту отрасль в России, именно он вдохнул в РЖД новую жизнь. Может, просто в управление "Кыргыз темир жолу" не пришел нужный человек?
— Руководство компании предпринимало усилия возродить отрасль. Даже подавало заявки на получение финансирования в Азиатский банк развития. Но хронический недостаток оборотных средств не позволяет предприятию осуществить задуманное.
Спросите себя, сколько независимый Кыргызстан построил железных дорог? Ноль километров и ноль метров. Мы можем долго бить себя в грудь, что у нас демократия. Но какое это имеет значение, если мы не построили ни одного миллиметра новых дорог?
— Это, наверное, у всех стран СНГ такая ситуация. Развал СССР, сложности…
— Наши соседи в этом отношении преуспели куда больше. По СНГ строятся транзитные коридоры, запускаются скоростные поезда. Даже Таджикистан строит дороги, несмотря на то, что у него были гражданская война и затяжной экономический кризис. К этой гонке подключился и Туркменистан.
— У нас ведь также планируется построить несколько железных дорог… Соседи обещают помочь.
— Действительно, уже давно обсуждается проект строительства железной дороги, которая бы связывала Кыргызстан, Узбекистан и Китай. Но здесь надо учесть несколько ключевых моментов. В первую очередь должен быть построен тот участок дороги, который связывает север и юг страны. А уже во вторую очередь надо дать Китаю выход к Узбекистану. То есть утром деньги, вечером — стулья.
— А есть у вас еще какие-нибудь смелые идеи?
Еще было бы хорошо, если б КТЖ предлагали следующую услугу: поездку Бишкек — Чолпон-Ата или Бишкек — Каракол. При этом не обязательно строить дополнительные пути. Допустим, поезд бы останавливался в Балыкчы, а затем пассажиров организованно пересаживали в автобус.