В четверг вступает в силу постановление правительства Кыргызстана о денонсации соглашения с США о сотрудничестве. Этот межправительственный документ был подписан 19 мая 1993 года в Вашингтоне и официально назывался "соглашением относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия".
В соответствии с ним американские товары могли ввозиться и вывозиться из республики без обложения какими-либо налогами и таможенными пошлинами. Гражданскому и военному персоналу американского правительства, находящемуся в КР в связи с программами содействия США, предоставлялся статус, равный дипломатическому.
Летом 2014 года на территории международного аэропорта "Манас" под Бишкеком была полностью закрыта американская военная авиабаза, дислоцировавшаяся там с 2001 года и с 2009-го переименованная в Центр транзитных перевозок США.
Она являлась основным логистическим узлом для переброски грузов и сил антитеррористической коалиции в Афганистан. По официальным данным, в транзитном центре размещалось около 1 500 американских военных и гражданских сотрудников, участвовавших в операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане.
"Пришло время слезать с двух стульев"
"Хотя ЕАЭС — экономическое объединение государств, но экономики без политики не бывает, а в данном случае — и без геополитики тоже. Кыргызстан долго "сидел на двух стульях", получая помощь Запада и одновременно сотрудничая со своими ближайшими соседями — партнерами по Евразийскому союзу. Теперь политическая ситуация изменилась настолько, что пришло время кыргызскому руководству определяться, с кем и как оно строит свои стратегические отношения. Процесс этого самоопределения мы с вами и наблюдаем", — говорит аналитик.
По его словам, договоры 90-х годов прошлого века, заключенные Кыргызстаном с зарубежными странами, были неравноценными. Одни (например, об освоении и о разработке канадской компанией Centerra Gold Inc. иссык-кульского золоторудного месторождения Кумтор) носили не вполне равноправный характер. Другие (в частности, денонсированное соглашение о сотрудничестве с США) подразумевали очевидные отступления от норм международного права, поскольку в нем предполагалось предоставление дипломатического иммунитета расширенному кругу лиц.
Такого рода международные соглашения неоднозначно расценивались партнерами по постсоветскому пространству — скажем, Россия усматривала в них очевидные нарушения суверенитета республики с целью поставить ее руководство под определенный контроль или создать некую систему зависимости Кыргызстана от Запада.
Участие Кыргызстана в этом оборонном союзе, по мнению эксперта, подтверждает, что официальный Бишкек разделяет оценки своими партнерами рисков, существующих в Центральноазиатском регионе. Это и продолжающаяся в Афганистане гражданская война, связанная с длительным присутствием там воинского контингента США и их союзников, и угрозы, исходящие с Ближнего Востока.
"Совершенно очевидно, что кыргызское руководство решило показать своим партнерам по ЕАЭС и ОДКБ, что оно однозначно будет придерживаться определенной линии в своей оборонной и внешней политике", — убежден Куртов.
Оглядываясь на Китай
Кыргызскому руководству приходится считаться не только с позицией России, но и с мнением другого своего большого соседа и партнера по Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) — Китая, напоминает сотрудник Института стран СНГ, постоянно работающий в Бишкеке, Григорий Михайлов.
"Китай всегда — явно или неявно — выражал свою озабоченность тем, что американские военные присутствуют в некоторых чувствительных для него точках. В частности, поблизости от тех регионов КНР, где у нее есть проблемы. Это прежде всего Тибетский и Синьцзян-Уйгурский автономные районы (СУАР). Киргизия расположена в непосредственной близости от СУАР, и уменьшение американского присутствия в этом регионе Китай, конечно же, может только приветствовать", — соглашается и Аждар Куртов.
Так или иначе, многовекторный внешнеполитический курс, взятый в свое время первым президентом республики Аскаром Акаевым, ныне изжил себя, подчеркивает Григорий Михайлов. "Дружить со всеми" стало сложно. И нынешнему руководству страны во главе с Алмазбеком Атамбаевым пришлось наконец определяться с приоритетами страны.
Что взамен американской помощи?
Эксперты подчеркивают: денонсация договора о сотрудничестве вовсе не означает в какой-либо степени сворачивания отношений Кыргызстана с Америкой, но ограничивает возможности влияния США на внутриполитическую ситуацию в республике. Дипломатическая миссия Штатов будет работать по-прежнему, тогда как разного рода неправительственные организации будут функционировать там на общих основаниях.
Эта цифра сопоставима, например, с прямыми инвестициями в экономику Кыргызстана соседнего Казахстана ($1,5 миллиарда) или с торговым оборотом с Россией за один лишь прошлый год ($1,9 миллиарда).
"Финансовая помощь США "на развитие демократии" предназначалась для финансирования образования, обеспечения деятельности неправительственных организаций, проведения всевозможных конференций, семинаров, тренингов. Это не вложения в экономику республики", — поясняет Аждар Куртов.
"В любом случае "расходы на демократию" и реальные инвестиции в экономику, поставки товаров из России, Китая, Казахстана — несопоставимые вещи в плане реальных потребностей Кыргызстана, по-прежнему переживающего серьезные социально-экономические трудности. Тем временем только трудовые мигранты ежегодно присылают из России суммы, достигающие трети ВВП республики (ВВП Кыргызстана, по данным Минэкономики, в 2013 году составил $7,2 миллиарда — Ред.)", — утверждает Григорий Михайлов.
Власти Кыргызстана расценили американский шаг как выражение недоверия национальному правосудию, после чего и было принято решение о денонсации соглашения. В итоге страна отказалась сотрудничать с США в области строительства демократического общества, выбрав приоритетом ставку на экономическое развитие.
"Для Кыргызстана жизненно важно не оставаться десятилетиями в состоянии разоренной страны, постоянно отстающей от своих более успешных соседей, а развиваться с опорой на их ресурсы в рамках ЕАЭС. И она сделала свой выбор", — говорит Аждар Куртов.