Гендиректор аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрий Орлов вспомнил о деятельности в республике всех ее предшественников на посту главы американской дипмиссии.
Часть 2. От сынков демократии к пасынкам (2003-2014)
В предыдущей части мы рассказали о том, как развивались межгосударственные отношения между Кыргызстаном и США с 1992-го по 2003 год и о методах их работы, где одна из ведущих ролей принадлежала послам в частности и всему американскому дипкорпусу в целом.
Стивен Янг
В должности посла США в Кыргызстане Стивен Янг проработал с 16 апреля 2003 года по 17 августа 2005-го. Он отметился прямо-таки рекордным количеством встреч с лидерами оппозиции и руководителями НПО. В своем первом интервью Янг всячески рассыпался в комплиментах Акаеву — как и положено. Однако позднее, в декабре 2004 года, достоянием гласности стал документ, добытый, как сообщалось потом, неназванной разведслужбой Пакистана. Это был доклад Стивена Янга о предвыборной ситуации. Там, в частности, говорилось:
Это является ценнейшей компрометацией Акаева лично путем распространения сведений в оппозиционных СМИ о вовлечении его жены в финансовые махинации и о взяточничестве при назначении чиновников. Мы также рекомендуем распространять слухи о ее возможных планах на президентство и т.д. Все эти средства помогут нам сформировать образ абсолютно неспособного президента.
Существенным является увеличение суммы финансовой поддержки до 30 миллионов долларов оппозиционным партиям на начальной стадии парламентских и президентских выборов и образование дополнительных фондов для НПО…".
Позднее Янг отрицал авторство доклада в довольно резкой форме. Тем не менее 24 марта 2005 года он заявил в СМИ:
"Я беседовал со многими коллегами из бывшей оппозиции, которые пытаются вмешаться и сыграть определенную роль в стабилизации ситуации. Я заранее радуюсь совместной работе с ними в будущем. То, что происходит, касается кыргызского народа и его решений, но США гордятся тем, что могут выступить в роли помощника в этом".
Еще рассказывают, что на встрече с оппозиционными политиками после бегства Акаева Янга спросили, как отреагировали бы США, примени Акаев силу и удержи ситуацию. Он ответил: "Мы работаем с победителями".
Также можно вспомнить, что при Янге в Кыргызстане начал свою работу МРИ — Международный республиканский институт. МРИ финансируется через USAID, Госдепартамент США и частные фонды. Повышенное внимание он уделяет наблюдению за выборами.
Мари Йованович
"По мнению некоторых экспертов, Йованович оказалась неэффективной главой дипломатического представительства. Она была достаточно публичной фигурой: выступала в роли чтеца-декламатора в симфонической сказке Сергея Прокофьева "Петя и Волк", стала православной крестницей сына киргизской дзюдоистки Ларисы Мазур, под чьим руководством сама тренировалась. В то же время Йованович оказалась слабым стратегом, а киргизско-американские отношения значительно ухудшились — вплоть до возможного выхода этой страны из-под влияния США".
В 2006 году Йованович предложила Кыргызстану вступить в программу Всемирного банка и Международного валютного фонда Heavily Indebted Poor Countries, он же HIPC или ХИПИК. Декларируемой целью этой программы была помощь бедным странам в выплате внешнего долга. Этот факт — единственный в истории Кыргызстана, который смог объединить против себя некоторых чиновников, оппозицию и НПО. Ни до, ни после ничего подобного больше не было. По единодушному мнению представителей всех трех общественно-политических "ветвей", ХИПИК фактически означал внешнее управление Кыргызстаном донорами. Правда, позднее циники поговаривали, что такое единодушие против ХИПИК — следствие того, что американские группы влияния не сумели договориться между собой.
Тогда же, в 2006 году, из Кыргызстана выдворили двоих американских дипломатов. Как писали тогда в официальных документах: "За деятельность, не совместимую со статусом дипломата". Уход же самой Йованович с посольского поста совпал с так называемым "оружейным скандалом". По официальной версии, 5 августа 2008 года в ходе оперативно-профилактического мероприятия МВД Кыргызстана под кодовым названием "Арсенал" милиционеры набрели на особняк, арендуемый гражданами США. В нем, по данным МВД, обнаружили 53 единицы стрелкового оружия: крупнокалиберные пулеметы, подствольные гранатометы, автоматы, пистолеты, снайперские винтовки. Кроме того, было найдено больше 15 тысяч разнокалиберных патронов. "Приложением" к этому добру были два сотрудника посольства США, обладающие дипломатическим иммунитетом, и 10 американских военных. По их версии, они прибыли проводить тренинг с сотрудниками спецподразделения одной из силовых структур. Поначалу ни одна силовая структура не подтверждала, что оружие предназначалось ей. Позднее ГКНБ все же признал, что это оружие предназначалось для тренингов с бойцами его подразделений.
Татиана Гфеллер-Волкофф
В октябре 2009-го в Кыргызстане вспыхнул и сразу погас еще один шпионский скандал, связанный с посольством США. Тогдашняя Госслужба национальной безопасности республики задержала двоих кыргызстанских граждан — бывших милиционеров, служивших в охране посольства США. По данным ряда СМИ, обыскивая дом одного из них, чекисты обнаружили справку бишкекского представительства Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ. В ней была информация о лидерах экстремистских группировок Центральной Азии.
Тогда журналисты высказывали предположение, что посол Гфеллер встретилась с помощью премьер-министра Данияра Усенова с шефом ГСНБ Муратом Суталиновым и им якобы удалось договориться не раскручивать далее историю с поимкой двух кыргызстанцев.
Уже после 7 апреля 2010 года со стороны тогдашнего главы Временного правительства Розы Отунбаевой в адрес Гфеллер звучали жалобы на то, что она мало внимания уделяет контактам с оппозицией, предпочитая ей Бакиева. Строго говоря, Гфеллер со своего поста была отозвана досрочно. Тогда наблюдатели полагали, что на этом настояла Отунбаева.
При Гфеллер — с сентября 2010 года — в Кыргызстане заработала еще одна организация, спонсируемая USAID, — Development Alternative Incorporated (DAI). Она является исполнителем проекта по оказанию содействия в укреплении Жогорку Кенеша. Проект в свою очередь действовал в рамках двустороннего соглашения между правительствами США и КР относительно сотрудничества по облегчению оказания содействия от 19 мая 1993 года. Того самого, которое было денонсировано 20 августа этого года. Что теперь будет с проектом и самой DAI — неизвестно.
Памела Спратлен
Накануне своего отъезда из Кыргызстана Спратлен разродилась статьей, в которой, в частности, отметила: сближение с Россией может оказать негативное влияние на демократию в Кыргызстане. Цитата:
"Как Кыргызстан может сохранять свою демократическую траекторию, стремясь к этому партнерству? Решение президента Атамбаева войти в Таможенный союз к началу 2015 года является примером этой проблемы".
Россия, написала там же Спратлен, имеет сильное культурное влияние в Кыргызстане — как через наследие советских учреждений, так и через российские СМИ. В своем докладе она отметила: большинство жителей получают новости из русскоязычных источников. Дескать, продолжающийся кризис на Украине, резкий антиамериканский тон, взятый российскими пропагандистами, сформировали местное общественное мнение, нужное Москве. По сути, посол США весьма недипломатично заявила, что у кыргызстанцев не может быть своего мнения относительно происходящих в мире событий.
Еще раньше, в 2012 году, Молодежно-патриотическое движение Кыргызстана обвинило Спратлен вместе с ее британской коллегой Джулией Фарнворт во вмешательстве во внутренние дела Кыргызстана. В июле того года на пресс-конференции представитель МПДК Эмиль Турдубеков заявил:
"В ходе посещения 18 июня компании "Талас Копер Голд" посол США Памела Спратлен не просто интересовалась причинами недовольства местных жителей и уточняла детали ранее произошедших конфликтов, а допустила ряд высказываний по сложившейся ситуации и выразила глубокий скепсис по поводу отсутствия даже призрачных надежд на возможность урегулирования существующего конфликта".
Заключение
В целом же очевидно, что, вопреки мнению многих ангажированных экспертов, ни одной из своих целей США в Кыргызстане полностью так и не добились. Что бы ни говорили и ни писали о нашей стране в иных мировых СМИ, а с недавних пор и в социальных сетях, так называемая "политика многовекторности" все же сыграла и положительную роль: она позволила сравнить результаты деятельности в нашей стране обоих главных "векторов". Вывод оказался яснее некуда: "Старый друг лучше новых двух".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.