БИШКЕК, 8 сен — Sputnik. В сентябре столица украсилась не только багряной листвой, но и предвыборными плакатами различных оттенков, видных взору электората. Подхваченный волной осеннего предвыборного обострения, корреспондент Sрutnik побеседовал с ветераном избирательных кампаний. Собеседник пожелал, чтобы его имя осталось неизвестным.
— Вы уже много лет на этом поприще. Заметили какую-нибудь эволюцию?
— Конечно! Раньше люди готовы были в один момент обзавестись политическими предпочтениями. Недорого — за бутылку не самого элитного алкоголя. Теперь запросы граждан выросли — они хотят денег. Цена вопроса достигает нескольких сотен сомов.
— Разве это можно отследить? Вы же там без детекторов лжи сидите…
Затем в ход пошла техника. Мы заставляли голосующих фотографировать свои бюллетени на телефон. К сожалению, эту идею погубил все тот же технический прогресс: люди придумали перекидывать "правильно" заполненный бланк через bluetooth.
Сейчас дело обстоит так: сотрудник партии заранее берет у членов избирательной комиссии пустые бюллетени. Ставятся крестики напротив нужной фамилии. Привозят "электорат". "Голосующему" вручают заполненный бланк, который тот прячет под одежду. Именно он и попадет в урну, а пустой бюллетень, полученный на участке, передадут партийному работнику как доказательство содеянного.
— Как-то с нововведениями эта ситуация изменится? Говорят же об "умных урнах"…
— Раньше можно было вбросить несколько бюллетеней за раз. Был случай, когда на одном выборном участке проголосовало 102 процента избирателей. Причем членов избирательной комиссии эта ситуация даже радовала: вот, мол, как славно поработали! Аж план перевыполнили! Еле их уговорил снизить число проголосовавших.
Сейчас один человек сможет проголосовать лишь единожды. Это немного усложняет нашу работу. Но не смертельно…
— И что, все партии так делают? Все-все? Вы медленно убиваете во мне веру в человечество.
С этим компроматом мы приперли к стенке сотрудников УИК. Пригрозили, что предадим этот случай огласке, если "карусель" не прекратится. Автобусы с голосующими в том районе курсировать перестали.
— Это значит, что все можно купить? Тогда почему не побеждают самые богатые?
Бывает, что сам электорат безбожно портит бюллетени. К примеру, однажды мне попался бланк с изображением мужских гениталий. Причем очень красиво были нарисованы, со знанием анатомии. Еще помню, как-то попался бюллетень поэта. Там напротив каждой фамилии стояла не очень приличная рифма.
— Зачем же тогда весь этот фарс, брошюры, дебаты, билборды? Неужто еще до выборов все решено и места раскуплены?
— В целом это обговаривается задолго до выборов. Но какие-то аспекты могут измениться по результатам голосования. Конечно, билборды и вся эта предвыборная шелуха ни на что серьезно не влияют. Но, во-первых, это имитация борьбы, а во-вторых, работа над узнаваемостью бренда.
— Сколько вы вообще там зарабатываете?
Как-то раз во время выборов ко мне пришел сотрудник одной из партий. У меня в то время была небольшая типография. Он попросил за ночь изготовить 10 тысяч брошюр. Тогда они стоили 13 сомов за штуку. Я прикинул в уме и сказал, что каждая будет стоить 20 сомов. Он согласился и при мне позвонил своему начальнику: "Да, байке! Я все решил. Они просят по 28…".
— А с кем выгоднее работать: с политическими мастодонтами или новичками?
— Везде свои нюансы. Когда идешь с "правильной" партией, открыты все дороги. Главы областей, городов приходят к тебе на поклон. Чуть ли не одеялко подтыкают. Но опытные команды знают, где, что и сколько стоит. Там особо не заработаешь.
А драки? Приходят к нам в штаб два молодца и начинают друг друга дубасить. Даже не дубасить, а так, похлопывать. Тут же находится "сознательный" гражданин, который вызывает милицию. Те уже вяжут всех без разбора. А еще наших кандидатов на выступлениях могут яйцами закидать.
— Нам обещают, что в этот раз будут самые прозрачные выборы в истории. Как считаете, это правда?
— Святая правда! У нас ведь собрали биометрические данные, технику новую, навороченную обещают. Денег сколько на это потратили! Особо не помухлюешь…
Собеседник рассмеялся.