БИШКЕК, 28 сен — Sputnik. Анализ первых этапов возникновения жизни на Земле показал, что вирусы являются не случайными обрывками ДНК-клеток, получившими самостоятельную "жизнь" благодаря воле случая, а продуктом эволюции древних клеткообразных структур, приспособившихся к внутриклеточному паразитизму, говорится в статье, опубликованной в журнале Science Advances.
"Многие организмы нуждаются в других живых существах для выживания, в том числе бактерии, живущие внутри клеток, и паразитические грибки, не способные завершить цикл размножения без организма-хозяина. То же самое, оказывается, делают и вирусы", — заявил Густаво Каэтано-Аноллес (Gustavo Caetano-Anolles) из университета Иллинойса в Урбане (США).
Каэтано-Аноллес и его коллега Аршан Назир пришли к такому выводу, восстановив самые первые шаги жизни в первичном океане Земли по тому, как различаются оболочки всех известных вирусов.
Руководствуясь этой идеей, авторы статьи расшифровали и сравнили структуры генов, отвечающие за сборку подобных молекул, в пяти тысячах различных штаммов вирусов, бактерий и многоклеточных существ. Бактерии и многоклеточные попали в этот анализ по той причине, что их геномы содержат в себе обрывки ДНК древних ретровирусов, исчезнувших сотни миллионов лет назад.
Это сравнение раскрыло две интересные и относительно неожиданные вещи — ученым удалось найти фрагменты вирусной ДНК, которые никак не могли быть обрывками генома многоклеточных и бактерий, которых многие ученые считали непроизвольными "родителями" вирусов. Вдобавок к этому большая часть вирусов, судя по сходствам в структуре белков капсида, происходит от одного общего предка.
"Все это говорит о том, что мы можем построить "древо жизни" с участием вирусов, так как нашли множество черт в устройстве их генов, которые роднят их с клетками. Кроме того, у них есть свои уникальные компоненты. Это дерево показывает, что вирусы являются потомками нескольких групп древних клеток, сосуществовавших с предками современных клеток", — продолжил Каэтано-Аноллес.
Подобное положение вирусов на древе жизни позволяет с уверенностью говорить, что они являются не обрывками "взбунтовавшейся" неживой ДНК, случайно получившей способность заражать другие клетки, а особой формой жизни, которая стала специализироваться на внутриклеточном паразитизме после того, как один из предков вирусов научился защищать свой генетический код при помощи капсида.