Мало кто знает, чьей руки портрет Моргана Фримена, известный едва ли не каждому бишкекчанину своими размерами 140*180 и реалистичным исполнением. Его больше привлекают лица стариков с глубокими морщинами и людей незаурядной внешности, чем идеальные изображения с глянцевых обложек.
Молодой художник Данияр Джолдошбеков — мастер писать "живые" портреты не только традиционно — маслом, но и в "цифре".
— В детстве представляли себя художником, у которого руки вечно в краске, берет на голове и кисть в кармане?
— Нет, я представлял себя иначе — на съемочной площадке какого-нибудь фильма актером, играющим главную роль. Рисовать я любил всегда, но не всегда получалось. Поэтому художником решил стать, только когда начал учиться в художественном училище.
Портрет актера Луи де Фюнеса.
Карикатура на актера Бреда Пита.
Портрет актера Луи де Фюнеса.
Карикатура на актера Бреда Пита.
— А вы помните свою первую работу, которая вызвала искренние похвалы?
— Это был этюд с натуры. Я рисовал его на берегу Иссык-Куля. Тогда я уже владел некоторыми навыками настоящего художника. Наверное, поэтому и удостоился хорошей оценки.
— Но, глядя на ваши работы, можно сказать, что вы не так часто рисуете пейзажи.
— Да. Лица людей интереснее застывших пейзажей. Мне нравится передавать человеческие характеры и души, прорисовывая кистью каждую морщинку на лице. К тому же лица людей, как пластилин, — с ними можно делать все, что угодно в плане художественной техники.
— Что конкретно привлекает вас: необычные глаза, контуры, а может, пухлые губы? Как вы выбираете, чей портрет написать?
— Меня привлекают лица с отпечатком старости. Грубые и глубокие морщины стариков много чего скрывают. Я стараюсь рисовать живые портреты, которые могут рассказать историю, а не просто копировать пустую идеальную внешность на плоский лист бумаги.
— А пытались создать автопортрет, чтобы продолжить традицию именитых художников?
— Да, забавный опыт. Я нарисовал свой цифровой портрет. Это было испытанием — никогда столько в зеркало на себя не смотрел.
— Сейчас я вынужден быть коммерческим художником, ведь нужно как-то зарабатывать на жизнь. Но у меня много идей, на реализацию которых пока не хватает времени.
— За ваши деньги любой каприз… Часто вам заказывают копии работ известных художников?
— За все время моей работы только раз. Для наших депутатов. Ответственность большая на плечи ложится, когда копируешь кого-то.
— Сколько можно заработать, используя художественный талант?
— Точную цифру не назовешь. Самое большое вознаграждение я получил за картину маслом — алматинцы за полотно мне 20 тысяч сомов заплатили. А обычно от 5 до 10 тысяч сомов получаю за одну работу. Это не считая портретов и пейзажей маленького размера, стоимость которых не больше 500 сомов.
— Сколько времени необходимо для того, чтобы написать портрет в стиле гиперреализма?
— Это очень трудоемкая работа. Портрет Моргана Фримена, благодаря которому я приобрел известность, писал месяц, накладывая слой за слоем и прорисовывая каждую морщинку. Для сравнения, обычные портреты рисуются за пару дней.
— В "цифре", наверное, портреты создаются в два раза быстрее?
— Да, "цифра" требует скорости. Сравнивать традиционную живопись и цифровую неправильно. У них разные ценность и предназначение. Маслом создаются серьезные работы, а "цифра" предназначена для создания массовой анимации.
— Я интересуюсь анимацией и пытаюсь создавать мультяшных персонажей диснеевского типа. В Кыргызстане мультипликационная сфера начала активно развиваться. Мы с друзьями планируем выпустить короткометражный мультфильм.
— Если представляете себя через 10 лет, возникнет ли образ вольного художника, прославившегося на весь мир?
— Не хочу всю жизнь рисовать. Я представляю, что осуществилась моя детская мечта: я актер, мне кричат: "Стоп, снято!".

