БИШКЕК, 12 окт — Sputnik. В понедельник ранним утром стало известно, что этой ночью из следственного изолятора №50, который считается зоной особого режима для опасных преступников, сбежали девять заключенных.
В этом учреждении Государственной службы исполнения наказаний (ГСИН) содержатся и арестованные на время следствия лица, и осужденные на пожизненное лишение свободы.
Бежавшие заключенные оставили за собой кровавый след — жестоко избили, а затем задушили троих сотрудников ГСИН, еще одного тяжело ранили.
Через пять минут после получения ориентировки на беглецов и угнанную ими машину на объездной трассе сотрудники Дорожно-патрульной службы Чуйской области увидели подозрительный автомобиль "Тойота Эстима". Машина направлялась на север по автодороге Бишкек — Алматы, водитель не подчинился требованиям ДПС остановиться.
Инспекторы начали преследование. После тщетных попыток остановить машину они произвели предупредительные выстрелы. Но водитель не реагировал на приказ, рассказывает старшина Мирлан Бакиев, и даже пытался наехать на напарника милиционера. Выстрел в колесо тоже не остановил машину.
На помощь пришла мобильная специальная рота, и автомобиль все же смогли остановить на 13-м километре автотрассы Бишкек — Алматы.
По данным МВД, все было, как в кино: из автомобиля выбегает водитель с оружием, пытается убежать на северо-запад, а другой двинулся на юго-восток.Задержать удалось только пятерых, остальные четверо сбежали.
Двое из скрывшихся были ранее осуждены на пожизненное лишение свободы, еще двое находились под следствием. Почти все беглецы являются членами запрещенной в стране религиозной организации "Жайшуль-Махди".
Глава кабмина, кроме этого, поручил рассмотреть ответственность тех, кто допустил побег. МВД, которое начало разбираться в этом вопросе, допустило, что сотрудники колонии причастны к побегу.
Не осталась в стороне и Государственная пограничная служба. Кыргызско-казахская граница усилена погранведомствами двух стран. По своей линии они также ищут беглецов.
Представители ГСИН во второй половине дня организовали пресс-конференцию по этому происшествию.
Как сообщил начальник Главного оперативного режимного управления ГСИН КР Саламат Абдиев, осужденные ушли через административное здание, выдернув решетку. Выяснилось, что все тюремные камеры были закрыты, кроме трех, где содержались эти заключенные. К тому же они как-то сумели добраться до рубильника и отключить свет в СИЗО. Абдиев говорит, что особое значение в учреждении этому не придали, так как "иногда бывает, что отключается электричество из-за погодных условий; имеющийся дизельный генератор поддерживает только освещение по периметру".
Не успела ГСИН начать служебное расследование по данному инциденту, как Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту халатности сотрудников исправительной колонии. Статья Уголовного кодекса соответствующая — 316-я (халатность).
Экс-глава ГСИН Шейшенбек Байзаков также отметил, что халатность охранника привела к побегу. Он отметил, что из заведения практически невозможно сбежать, оно создавалось для содержания членов ОПГ и особо опасных преступников.
Байзаков считает странным тот факт, что начальником СИЗО является Имаш Кильтаев, которого он в бытность председателем службы увольнял в связи с подозрением в злоупотреблениях и хищениях.
"Уголовное дело в его отношении приостановлено в связи с розыском основного свидетеля. Как он там оказался, я не понимаю", — удивляется экс-глава ГСИН.
Тем временем четверых беглецов еще не поймали, несмотря на то что поднят весь личный состав милиции и выставлены блокпосты на дорогах. На сегодня это один из крупных побегов из тюрьмы в Кыргызстане. Конечно, это не сериал Prison Break ("Побег из тюрьмы"), но вполне подошел бы для сценария боевика. Тем не менее, пока наблюдательный совет ГСИН говорит об устаревшей инфраструктуре колоний и о том, что этого побега следовало ожидать, семеро детей остались без отцов.