Генеральный секретарь ОДБК Николай Бордюжа рассказал директору Евразийского коммуникационного центра Алексею Пилько о том, как организация реагирует на современные вызовы безопасности.
— В последнее время в Афганистане наблюдается активизация движения "Талибан". В частности, не так давно экстремисты захватили столицу одноименной провинции Кундуз. И хотя ее удалось отбить, как, по-вашему, угрожает ли укрепление талибов на севере Афганистана стабильности в Центральноазиатском регионе? Есть ли у ОДКБ возможности нейтрализовать эту угрозу?
— Безусловно, у ОДКБ такие возможности есть. Это показала внезапная проверка Коллективных сил оперативного реагирования, которая прошла как раз на территории Таджикистана и именно на таджикско-афганской границе.
Мы предполагаем, что положение в этом регионе будет только ухудшаться. Во всяком случае, надежды на то, что та инфраструктура, которая была создана международной коалицией во главе с США в период проведения силами НАТО операции на территории Афганистана, позволит улучшить ситуацию, не оправдались. Правительственные силы, правоохранительные органы, которые были оснащены, обучены, или якобы обучены, натовскими инструкторами, не могут в полной мере обеспечить безопасность своего государства. И мы это чувствуем. Обостряется ситуация на таджикско-афганской границе, увеличилось количество боестолкновений. Более активно действуют там нарко-мафиозные структуры. Все это налицо. Мы прогнозировали такое развитие обстановки и предупреждали наших западных партнеров.
Несколько лет назад по поручению Совета коллективной безопасности ОДКБ сделали прогноз, как будет развиваться обстановка в Афганистане и как она повлияет на Центральноазиатский регион. И, естественно, все, что говорили наши эксперты, сегодня подтверждается. Пример тому — захват талибами Кундуза.
Что касается государств, входящих в ОДКБ, то мы трезво оцениваем ситуацию. Прежде всего мы нацелены на укрепление нашего силового потенциала. Кроме того, есть решение Совета коллективной безопасности от 23 сентября 2013 года об оказании Таджикистану военно-технической помощи в охране и обустройстве таджикско-афганской границы и оснащении пограничных войск. Сегодня такая помощь оказывается Российской Федерацией, Арменией, Казахстаном, Беларусью, Кыргызстаном. В дополнение к этому как второй этап укрепления охраны государственной границы и обеспечения ее стабильности разрабатывается программа создания инфраструктуры таджикско-афганской границы (она будет носить межгосударственный характер). Это позволит создать обустроенную эшелонированную систему охраны границы с Афганистаном. Этим мы и занимаемся в настоящее время.
Кроме того, не будем забывать и о 201-й военной базе Российской Федерации. Она перевооружается и усиливается, в том числе авиационными средствами. Главное предназначение 201-й базы — оказание помощи Таджикистану в защите суверенитета и территориальной целостности страны. Думаю, что весь этот комплекс мер позволит нам обеспечить стабильность в Таджикистане и в Центральноазиатском регионе в целом. Я уже не говорю о том, что у нас подготовлен целостный план противодействия вызовам, которые могут исходить из Афганистана в случае ухудшения там обстановки, что мы сегодня и наблюдаем. В соответствии с этим планом прилагаются усилия не только по военной линии или линии охраны границы. Мы серьезно работаем по другим направлениям, которые также влияют на региональную стабильность.
— В последнее время в СМИ проходила информация о том, что все больше полевых командиров в Афганистане, которые ранее ориентировались на "Талибан", переходят под контроль так называемого "Исламского государства". Говорилось о том, что влияние ИГИЛ в Афганистане растет. Про Сирию и Ирак знают все. По Афганистану сообщения есть, но без конкретики. Насколько серьезно влияние "Исламского государства" в Афганистане и можно ли говорить о том, что в перспективе место "Талибана" в качестве вероятного противника ОДКБ займет именно ИГИЛ?
Да, сегодня мы отмечаем определенное противоборство этих двух движений. Я очень надеюсь, что все-таки в результате международных усилий и действий центральных властей Афганистана в стране будет достигнута необходимая стабильность. Здоровые силы, независимо от их религиозно-политических взглядов, поймут, что воевать дальше бессмысленно, нужно договариваться, создавать коалиционное правительство. Во всяком случае из тех, кто действительно ориентирован на нормальное развитие страны. Совместными усилиями необходимо пресекать попытки превращения Афганистана в очередной халифат. Я очень надеюсь на это. В этой стране действительно есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы Афганистан стал стабильным и успешным государством, и я считаю, что им необходимо помогать.
— Сейчас в Сирии Вооруженные силы Российской Федерации проводят воздушную кампанию против "Исламского государства". Как вы полагаете, есть ли риск того, что в случае ее успешности может быть некий побочный эффект? Боевики просто убегут из Сирии и Ирака в тот же Афганистан или какие-то другие регионы. Или такого риска нет?
— И такое бегство уже наблюдается. Не далее как два-три дня назад, по сообщениям СМИ, около 600 боевиков переправились в Западную Европу. Однако, куда бы ни перемещались эти радикальные элементы, их можно нейтрализовать. В особенности, если бороться с ними будет широкая международная коалиция, которая включила бы в себя Россию, США, Великобританию, Францию и другие страны. Такое объединение усилий было бы полезно, ведь мы декларируем одни и те же цели, боремся с ИГИЛ, международным терроризмом.
— Мы готовы к тому, что боевики ИГИЛ будут убегать не только в Европу, но и в Афганистан, и попытаются дестабилизировать обстановку в Центральной Азии?
— Вы несколько предупредили мой следующий вопрос. Может ли ИГИЛ ответить России за ее кампанию в Сирии путем какой-то террористической активности в нашей стране или союзных нам государствах?
— Такие риски существуют. Я имею в виду задержание буквально на днях банды террористов в Москве, готовивших крупный теракт. Как уже установлено, они прошли подготовку в ИГИЛ и воевали в Сирии. Но я убежден, что наши спецслужбы и правоохранительные органы, которые должны заниматься борьбой и противодействием терроризму, сегодня работают достаточно эффективно и смогут нейтрализовать подобные угрозы.
— Операцию в Сирии начала Россия, а были ли готовы к ней наши союзники и их правоохранительные органы и спецслужбы?
— Россия в единоличном качестве как суверенная страна приняла такое решение и не привлекала к операции в Сирии другие страны Организации Договора о коллективной безопасности. Однако министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу проинформировал всех коллег по ОДКБ о начале операции Воздушно-космических сил в Сирии. Россия не видит необходимости привлекать к этой операции вооруженные силы союзников. Во всяком случае, решение российского руководства таково, что Москва проводит эту операцию самостоятельно в рамках российско-сирийских двусторонних отношений.
— Иными словами, союзные государства по ОДКБ могут не беспокоиться о своей безопасности и об угрозе со стороны ИГИЛ?
Однако самая главная проблема в борьбе с этим злом — отсутствие единого подхода и общей доброй воли на то, чтобы объединить усилия и обеспечить стабильность в мире.
Мы видим это даже на фоне того, что делает Россия в Сирии. Ее даже казалось бы абсолютно оправданные и своевременные действия, я имею в виду бомбардировки отрядов ИГИЛ и уничтожение инфраструктуры террористов, вызывают критику со стороны стран Запада. Об этом свидетельствуют последние заявления министра обороны США и генерального секретаря НАТО. Некоторые страны декларируют, с одной стороны, желание бороться с терроризмом, а с другой — молча поддерживают террористические организации. И это настораживает больше всего.