17 ноября 1941 года Совет народных комиссаров Киргизской ССР постановил организовать студию кинохроники в городе Фрунзе. С тех пор кыргызское кино пережило много взлетов и падений — от чуда в 70-х до полного забвения в 90-х.
Фотограф Александр Федоров рассказал, как снимались всем известные фильмы и что происходило вне съемочной площадки. В этих незамысловатых историях живая жизнь, дыхание эпохи и… просто память о тех компанейских, теплых, очень разных людях, которые делали кыргызское кино.
Великий Базаров и вытрезвитель
Подыграть Суйменкулу Чокморову режиссер уговорил Геннадия Базарова, и тот легко справился с ролью пьяненького интеллигента.
Но никто не ожидал бурной реакции отца сейчас уже знаменитого Базарова после выхода фильма на экраны. Он позвонил из Кочкорки и начал бранить сына: "Как ты так напился, что попал в вытрезвитель? Позор на мою седую голову".
"Разбушевавшийся папаша не верил ни сыну, ни даже самому Суйменкулу Чокморову, который тоже пытался его переубедить, что это только художественное кино", — сказал Федоров.
Пришлось подключать Толомуша Океева, и только ему отец Базарова с трудом, но поверил.
Запоздалое спасибо, или Курица для киногруппы
По словам Федорова, в киношной иерархии, кроме режиссера-постановщика, есть многим непонятная специальность — второй режиссер.
"Это как начальник штаба в армии, который отвечает за выезд группы, явку актеров, порядок на площадке, второй план в кадре, за то, чтобы актеры выучили текст и даже за вовремя вытертый нос ребенку, который попадает в кадр", — говорит фотограф.
Один из таких "просто" режиссеров, проработавший почти сорок лет на "Киргизфильме" Тулеген Сыдыков, как-то рассказал Федорову о своих первых шагах в кино.
"Дело было на Иссык-Куле, в районе Боконбаево. У нас закончились продукты. Сыдыкова отправили в село купить съестного и, если удастся, раздобыть хотя бы курицу", — вспоминает Федоров.
Лет через 15 Тулеген Сыдыков, попав в ту местность уже с другой группой, решил поблагодарить старушку. Нашел ее уже совсем старенькую и напомнил ей о давнем случае. На что бабушка ему резонно ответила: "Э-э, сынок, раньше человек заходил — барана резали, а теперь на любой вопрос один ответ — деньги, деньги …".
"Машина" в арыке, или Деньги на ветер
На съемках эпизода "Волчьей ямы" пришлось использовать настоящие деньги, которых с легкостью хватило бы на покупку автомобиля, отметил фотограф.
"По сценарию один из бандитов бросает большую пачку денег в быстроток. Но так как в 1984 году цветных ксероксов еще не было, для большей достоверности решено было использовать пачку 50-рублевых банкнот, которые привезли из банка с милицией и двумя автоматчиками", — говорит Федоров.
После каждого дубля деньги вылавливали, сушили на солнышке и снова запускали в дело. Вся группа, конечно, "завидовала" исполнителю роли, который раз за разом выкидывал целое состояние в арык.
Как "актер" попал в суп
На фильме "Мужчины без женщин" снимали эпизод встречи дикого животного с КрАЗом. По сценарию в узком ущелье лесной кабан сталкивается с машиной, а водитель в шутку начинает его дразнить — животное злится и начинает нападать на огромный грузовик.
"Привезли из заповедника кабана, перегородили ущелье сетками, чтобы не убежал, и приступили к съемкам. Сначала "актер" испугался и полез на скалы, но потом так разошелся, что начал пытаться клыками проколоть шины", — сказал Федоров.
Все прекрасно отсняли, а что делать с кабаном? Отпускать разъяренное не на шутку животное в ущелье, где ходят люди, опасно. Вместе с егерем решили убить кабана, а чтобы добро не пропадало, его сварили и съели, пояснил фотограф.
Банка "молока" и Эверест
Как-то молодой директор фильма выехала в свою первую киноэкспедицию с уже опытным оператором Сергеем Чадиным. Вечером, как водится, прибытие на место как следует отметили.
"Рано утром директор стала будить оператора. Чадин, с трудом приподняв голову, смог произнести только одно слово: "Молоко…", — вспоминает Федоров.
Директор, обежав всю деревню, добыла банку молока и вновь стала будить оператора, искренне надеясь, что она спасла съемочный день.
Но Сергей, еле приподнявшись, указал на окно и объяснил: "молоко" на сленге операторов означает небо, затянутое облаками, и снимать в такую пасмурную погоду никак нельзя.
По мнению Федорова, Чадин — уникальный оператор, который побывал почти на всех крупных вершинах Кыргызстана и со своей камерой даже сопровождал альпиниста Мамасалы Сабирова на Эверест.
Даже природа реагирует на обнаженных
В Бишкеке провели отбор, подобрали девушек, но, как только собрались на съемки, испортилась погода — несколько дней лил дождь. Все сроки вышли, и режиссер решил снимать в любых условиях, отметил фотограф. С конезавода пригнали лошадей, девушек раздели, и начались съемки.
Как только красавицы въехали в озеро, подул ветер, тучи начали рассеиваться и появились золотистые солнечные лучи — природа создала изумительный пейзаж, о котором любой режиссер мог только мечтать.