— Мне точно нужны эти туфли! Смогу я ходить на таких каблуках или нет — мое дело.
— Хорошо, дорогая. Но так ты точно не накопишь себе на…
— На что? У меня и так все есть!
— На свободу…
Девочек обучают тратить с детства. Помните, какими игрушками развлекали себя наши мамы и бабушки? Машеньками — пузатыми куклами, сделанными под младенцев. Их хотелось нянчить, кормить, заботиться. Они ассоциировались у девочек с дочками.
Девочки уже не баюкали кукол, они их наряжали. И эта требовательная, намалеванная тварь Барби становилась их альтер-эго. Выросло поколение не матерей, а стерв.
Дальше — больше. В глубине души каждая девочка верила, что когда вырастет, обязательно будет обладать длинными ногами, шелковыми волосами и внушительной грудью. Станет Барби. А на деле по мере взросления она получала прыщи, неприглядную фигуру и кучу комплексов.
На помощь ей тут же пришли реклама, глянцевые журналы и подростковые фильмы. Кстати, вспомните любой сюжет любого фильма для тинейджеров: в типичной американской школе, напоминающей банку с пауками, всегда есть группа привилегированных дамочек, которые являются примером для подражания и объектом воздыхания самых крутых самцов.
Знаете, в чем основное конкурентное преимущество этих барышень? В шмотках. За тряпки "от кутюр" им прощают хамство, тупость и беспорядочные половые связи.
И вот сидит себе в комнате обычная, одинокая и не очень красивая девочка, смотрит эту низкопробную ленту и мечтает стать, "как вон те", чтобы Нурбек из параллельного класса наконец обратил на нее внимание.
И тут по телевизору идет рекламный ролик. Вы заметили, как быстро и легко преображаются девушки в рекламе? Все, что тебе нужно, — это суперсильная тушь на 3000 калорий с экстрактом зимбабвийского подорожника и квашеной капусты. И ты королева! Или та крутая девочка из фильма.
Теперь реклама будет вещать о том, что тебе не пробиться в высшую касту без джинсов с блестками, вампирско-красной помады и очередного суперэлитного смартфона.
Затем мы, женщины, становимся старше. Начинаем лучше разбираться в косметике и одежде, у нас появляются отдельные квартиры, мужья и дети. В какой-то момент кажется, что больше нечего бояться. Дескать, мы слишком самодостаточны, чтобы верить, что тушь может превратить кваказябру в принцессу.
Но мы уже не можем так быстро отказаться от чувства страха. И рекламщики продолжают этим пользоваться. Нас пугают старостью, лишним весом, перхотью, морщинами, стрессом, запахом пота, несексуальностью, жирными тарелками, дисбактериозом… Это мужчинам говорят, какие они красивые и эффектные. Сложно ведь представить рекламу, где юноша бурно расстраивается из-за щетины, а потом превращается в довольного собой альфа-самца с помощью новой бритвы.
Наш очередной спор с мужем вышел из-за туфель. Жутко неудобных, дорогих лодочек на умопомрачительном каблуке. Не в сезон, конечно. Но очень их хотелось:
— Мне точно нужны эти туфли! Смогу я ходить на таких каблуках или нет — мое дело.
— Хорошо, дорогая. Но так ты точно не накопишь себе на…
— На что? У меня и так все есть!
— На свободу…
Сначала я просто подумала, что вышла замуж за скрягу. А потом он объяснил: накопления — это возможность сразу уволиться, если работа перестала приносить радость. Или можно рвануть на выходные в Мексику, смотреть на Мачу-Пикчу. И в конце концов не важно, сколько стоит твой купальник, если ты плаваешь в Индийском океане.
И знаете, мне так захотелось подойти к этой девушке, обнять ее и сказать, какая она красавица. Ей ведь совсем не нужна эта шубка под норку. И обычное драповое пальто не сможет сделать ее хуже. Желание казаться круче — сможет. А пальто — нет. Но я не подошла. Не хотелось огребать от продавщицы.
Уже два месяца я себе почти ничего не покупаю. Как оказалось, мне с лихвой хватает тех вещей, которые у меня уже есть. Я перестала тратить деньги на то, что "про запас". Кастрюли на будущее, платья на будущее, консервы на будущее. Ведь это самое "будущее" на самом деле состоит совсем не из посуды и шмоток. Мое будущее — это впечатления, мечты и свобода.