Есть ли будущее у СНГ?

Подписаться
Очевидно, что при всей алогичности дальнейшего существования "содружества", в рамках которого Украина считает Россию "страной-агрессором", с которой она якобы второй год ведет войну, СНГ вряд ли будет распущено в ближайшее время, считает эксперт.

Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования

На сегодня Содружество Независимых Государств (СНГ) является одним из самых странных и противоречивых объединений на постсоветском пространстве.

Флаги ЕАЭС. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Почти половина опрошенных россиян верят в авторитетность ЕАЭС в будущем
Главы России, Украины и Беларуси, 8 декабря 1991 года незаконно распустившие СССР, понимали, что нельзя просто ликвидировать единое государство вопреки ясно выраженной воле народов СССР. Поэтому на месте в срочном порядке было изобретено и предложено нечто вроде конфедерации, объединившей бывшие советские республики, которые внезапно приобрели международную правосубъектность. 

Внешне это должно было выглядеть как развитие идей нового союзного договора (о Союзе Суверенных Государств), разрабатывавшегося в рамках ново-огаревского процесса. 

До сентября 1993 года формально сохранялись Объединенные вооруженные силы СНГ (под командованием последнего министра обороны СССР маршала авиации Шапошникова). Предполагалось сохранить и развивать единое экономическое пространство, а также координировать внешнеполитическую деятельность.

Впрочем, одновременно с концепцией СНГ как механизма интеграции родилась и концепция СНГ как механизма цивилизованного развода бывших республик СССР. Одновременное существование двух противоречащих друг другу концепций на практике привело к тому, что СНГ так и не оформилось структурно и на сегодня представляет комплекс разноуровневых многосторонних соглашений и механизмов, а также площадку для периодических встреч глав государств, правительств и министров стран-участниц. 

Лучше всего состояние СНГ иллюстрируется составом его членов и взаимоотношениями между ними.

Формально в СНГ сегодня входит 11 государств. Грузия, покинувшая Содружество в августе 2009 года, тем не менее сохранила свое участие в подписанных в рамках СНГ договорах и соглашениях. 

Украина и Туркменистан не подписали устав СНГ. При этом Ашхабад в 2005 году определял свой статус в Содружестве в качестве ассоциированного члена, а Украина считала себя страной-участницей СНГ, в то время как подписавшие устав государства, по версии Киева, были странами-членами СНГ. При этом практической разницы в статусах не наблюдалось. 

Главы правительств стран СНГ в Душанбе подписали 40 документов
Украина считала, что, участвуя в организации и даже будучи страной-учредителем, она не является членом СНГ как международной организации. Что, впрочем, не влияло на участие представителей Киева во всех саммитах СНГ, а также не помешало Украине одной из первых присоединиться к зоне свободной торговли СНГ.

Армения и Азербайджан, будучи членами Содружества, находятся в состоянии перманентного конфликта по неурегулированной проблеме Нагорного Карабаха. На линии соприкосновения в Карабахе в целом соблюдается перемирие, однако сохраняется и военная опасность.

Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения являются членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — значительно более глубокого интеграционного объединения, чем СНГ. 

Украина и Молдова заявляют о намерении присоединиться к ЕС, что автоматически приведет к фактическому дезавуированию их участия в большинстве соглашений в рамках СНГ. Например, даже вступление в действие соглашения об ассоциации Украины и ЕС исключает возможность участия Киева в зоне свободной торговли СНГ.

Ну и в придачу к этому Россия и Беларусь еще и создали Союзное государство, оставаясь при этом полностью суверенными. Причем Москва и Минск являются членами СНГ, а единое государство России и Беларуси — это отдельная структура.

Это не считая Монголии и Афганистана, которые являются наблюдателями в отдельных структурах СНГ (Кабул в 2008 году даже заявлял о своем желании приобрести полноценное членство).

Как видим, СНГ — нечто рыхлое, аморфное, что даже трудно назвать объединением, поскольку некоторые его участники стремятся к разъединению (например, Украина последние два года считает большим достижением резкое, в разы, сокращение экономических связей с Россией). 

Сам факт создания новых интеграционных объединений (Таможенный союз, ЕАЭС) свидетельствует о том, что в существующем формате интеграционный потенциал СНГ исчерпан.

Рахмон премьерам стран СНГ: нужно объединяться из-за мирового кризиса
Содружество не смогло стать мягкой версией СССР. В его рамках не удалось преодолеть центробежные тенденции, доминировавшие в постсоветских государствах в 90-е — в первую половину нулевых годов. Выросшие на его базе интеграционные проекты далеко переросли Содружество. Оно выполнило свою роль, обеспечив на первых порах переговорную площадку для урегулирования проблем и противоречий, возникших при распаде СССР. 

Но хотя СНГ и не стало механизмом интеграции, новые интеграционные механизмы (тот же ЕАЭС) выросли на его фундаменте. 

Очевидно, что при всей алогичности дальнейшего существования "содружества", в рамках которого Украина считает Россию "страной-агрессором", с которой она якобы второй год ведет войну (и это только один наиболее яркий, но не последний пример), СНГ вряд ли будет распущено в ближайшее время. В какой-то степени Содружество стало символом реинтеграции постсоветского пространства. А с символами так просто не расстаются.

Впрочем, уже сейчас мы вспоминаем об СНГ пару раз в год по случаю очередного мероприятия или годовщины. Видимость его жизни поддерживается только за счет бюрократической инерции национальных и наднациональных структур, созданных за двадцать четыре года его существования. 

Судя по всему, встречи в формате Содружества будут происходить все реже, и со временем, даже не будучи официально распущенной, структура просто окончательно прекратит действовать. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Лента новостей
0