Почему плохо брать интервью у артистов? Потому что они всегда "за все хорошее против всего плохого". Хотят быть идеалом. А безупречность — это слишком скучно. У Риты есть свои недостатки: слишком экзальтированная, слишком эмоциональная. Но это цепляет. Честно.
— Рита, зачем вам надо было петь? Вы просто не смогли перерасти тот возраст, когда все девочки хотели стать актрисами и певицами?
— То, что я буду петь, решил кто-то свыше. Когда я родилась, мой крик достиг такого уровня децибелов, что даже врачи удивились и сказали маме, что дочь наверняка будет певицей. Наверное, Вселенная их услышала.
Петь я любила всегда. Родители относились к моему увлечению совершенно спокойно до того момента, как знакомая моих родителей не забила тревогу: мол, такой талант пропадает.
— А помните свое первое серьезное выступление?
— Хм, наверное, это было в "Сейтеке". Мне надо было выразить в песне любовь лягушки-мамы к лягушке-сыночку. Она просила его сказать "ква-ква", а он не умел, потому что маленький. Это было так трогательно.
— Пф-ф-ф, что тут трогательного? Маленькие девочки хотят быть принцессами, а тут лягушки какие-то…
— Нет-нет, я и была принцессой. У меня было красивое зеленое платье, а после концерта бабушка подарила мне цветы. Ух, я так давно об этом не вспоминала!
— Знаете, чем отличается профессионал от любителя? Тем, что профессионалу платят за его работу. А когда вы впервые получили оплату?
— Мне было лет двенадцать. Я выступала на каком-то концерте в честь 8 Марта перед госслужащими и после выступления получила 100 сомов. Целых 100 сомов! Тогда это был прям восторг! Я чувствовала себя такой важной и богатой.
— Судя по вашему рассказу, все было так легко… Все такое безоблачное, радостное, лягушки, 100 сомов, платья…
— Не совсем. Вы можете представить, сколько раздражения, злости и желчи может вызвать девочка, которая выигрывает конкурсы один за другим? Меня не просто не любили, меня ненавидели. Я тогда об этих интригах не знала, а вот родителям пришлось нелегко.
— Давайте им сейчас мерзопакостно отомстим. Пообсуждаем ваших коллег. Как вы оцениваете уровень наших исполнителей?
— Они разные. К примеру, есть божественная Салтанат Аширова. Ее голос, то, как она выкладывается, контакт со зрителем — волшебно!
— Нет, так нечестно, вы с ней дружите, конечно, и не станете плохо говорить о ней! Давайте об остальных!
— Артист должен выходить на сцену, чтобы дарить любовь, а не для того, чтобы любить себя на сцене и раздаривать автографы. Есть такие девушки — встанут на каблуки, наденут платье со стразами, нацепят нужное лицо, и все — звезда! А как можно выступать, если не понимаешь сцену и не уважаешь ее? Да такие щепки этой сцены не стоят.
— А почему вы ушли из журналистики? Вроде серьезная профессия, телевидение — почти сцена.
— У нас почему-то думают, что если работаешь на телеканале, то жизнь удалась. На самом деле это тяжелый труд. Носишься по городу, берешь интервью, делаешь сюжет. А потом раз! Он идет по телевизору, и… НИЧЕГО! Я привыкла на сцене получать эмоции в ответ. Журналистика — это не совсем мое.
— Не могу не обойти тему "Х-фактора". Вы отправились на конкурс исполнителей на Украину… Зачем? Шанс "засветиться" был небольшой, а денег поездка стоила внушительных.
— Как-то я наткнулась в Интернете на шикарный номер "Х-фактора". Парень не просто пел, он рассказывал историю. Был и певцом, и актером. И я подумала: "Я тоже так хочу!". Ведь именно таким должно быть выступление. Это не просто голос и не только исполнитель. Зритель должен увидеть представление. Так, чтобы вдохнул и только через три минуты выдохнул.
Я долго следила за конкурсом, и каждый раз меня посещала мысль: "Почему не я?". А потом решила, что тоже должна попробовать. И рванула на конкурс.
— Эта ситуация напомнила мне следующее: гипотетическая девочка учится в обычной школе и там она самая умная. А потом переходит в гимназию, где много талантливых детей, и оказывается, что ей еще много над чем работать. Судя по реакции жюри, ваше выступление на конкурсе было неоднозначным. Сергей Соседов и Серега даже поругались из-за вас. Первый считал, что вы первоклассная артистка, а второй — что вокальных данных не хватило.
— Я не оправдываюсь, но представьте сами. Я ждала выступления 10 часов. За это время мое настроение менялось с "Господи, как страшно" до "Мне все равно, я хочу домой". Из-за стресса в первую очередь страдают голосовые связки и уменьшается диапазон, поэтому было сложно взять ноты, которые удавались на репетициях.
Когда я прилетела в Бишкек, люди стали чаще узнавать. Знаете, мне всегда задавали два вопроса: действительно ли я Рита Скочило и "вот Серега козел, да?". Я старалась объяснять, что это не так и он действительно может оценивать вокал, несмотря на то, что он рэпер.
Любой человек может оценить голос, качество исполнения. А уж Серега этим занимается много лет.
— Вы все-таки не прошли все отборочные туры. Сильно расстроились?
— Не надо думать, что если тебя не взяли на какой-то певческий конкурс, то все, ты плохо поешь и вообще бездарность. На самом деле организаторы ищут не лучшего, а определенный типаж.
Они хотят заработать, а мода на артистов меняется очень быстро. Поэтому сейчас так много звезд-однодневок. Они выработали свой ресурс и "морально устарели".
— Как вы оцениваете выступления, которые устраивают кыргызстанские исполнители?
— Здесь встает денежный вопрос. Вы знаете, сколько стоит микрофон? Не люксовый, а просто подходящий для выступлений? Минимум 3 тысячи долларов. А подобающее световое оборудование может стоить несколько сотен тысяч долларов. Тут такого нет, а ведь это 60 процентов успеха.
— Мне это напоминает одно мое место работы. Там была тотальная безнадега, техника устарела, компьютеры разваливались на составляющие. А люди все равно старались делать невозможное!
— Конечно, есть артисты, чей талант затмевает все эти сложности. Знаете, у кыргызов есть ген "открытости". Они могут ничего гипетрофированно-сценичного на сцене не делать, но их выступлением проникаешься. Взять, к примеру, Кайрата Примбердиева, который выступает на "Главной сцене". Он же просто поет, не голосит, не делает сценических движений, но у российских судей сносит крышу.
— А можно ли прилично жить на заработанное от певческой карьеры?
— Кому-то удается, а у меня… У меня не получается. У нас работа певицы в принципе не воспринимается как работа. Мол, тебе же нравится петь, так пой. Какие деньги? Ты же пиаришься.
— Вы меня подловили как раз в тот момент, когда я перестаю воспринимать сцену как карьеру и начинаю свой бизнес. Открываю интернет-магазин заботливой косметики.
— А кем видите себя лет через пять?
— Думаю, на тот момент у меня будут дети. Но я надеюсь, что всегда буду петь. Пусть это не станет моим основным занятием, но мне бы не хотелось, чтобы связь со сценой, которая есть сейчас, разрушилась.