Все дружно признают, что та самая точность, о которой граждане пытаются только рассуждать, никак не может стать отличительной чертой наших людей. Не только сегодня, но даже в обозримом будущем.
Соотечественники, побывавшие в далеком зарубежье, удивлялись, как там умудряются все начинать вовремя. Мы вот пытаемся, и все никак. У нас непонятливым в этом отношении немцам сразу говорят, что обозначенное время начала мероприятия не более чем информация о намерении. Поэтому, если на полчаса задержитесь, не факт, что на вас посмотрят с удивлением. Вслед за вами еще будет тянуться длинный шлейф неторопливых людей. Что делать, такой уж у нас менталитет.
Все же помнят, как один из толпы премьер-министров, возглавлявших правительство в годы независимости, откровенно заявил, что в нашей стране "не воруют только дураки и ленивые". С этим согласиться трудно, но приходится. Когда честного человека называют дураком, ему становится обидно. Помнится, в дни великого мародерства, сопровождавшего революцию, честные граждане кричали с балконов тащившим барахло и технику: "Что же вы, паразиты, делаете, чужое добро растаскиваете!". Несуны, нисколько не обижавшиеся на "паразитов", в ответ дружно орали: "Вы дураки, чего зря стоите, идите тоже тащите".
Хотя что о народе говорить. Он-то пример берет с высшего руководства. А какое оно было? Как какое? Разное. Достаточно окунуться совсем не в древнюю, а в самую что ни на есть наисовременнейшую историю страны. Президентов в ней было — пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать. Соседям в этом деле проще — даже загибать ничего не надо: как выставил палец вверх, там и успокойся. У нас же все гораздо интереснее.
Первый президент был нечестный. Если он сам в этом сомневался, то революционеры ему все доступно объяснили.
Второй, как выяснилось всего через пять лет, тоже оказался нечестный. Как так получилось, остается только гадать. Вот, вроде бы, он уже все знал. И про революцию, на волнах которой взлетел в главное кресло, и про то, что нельзя близко к большим деньгам страны подпускать своих детей, — предшественнику это ставили в вину. А ничего с собой поделать не смог. Карма, наверное.
Четвертый президент сразу сказал, что он будет честным. Говорить, конечно, можно все что угодно. От наших политиков при этом нисколечко не убывает. Некоторые, например, перед выборами в парламент могли рубаху на груди рвать, доказывая электорату свою непримиримую оппозиционность. Но стоило заполучить заветный мандат, как сразу запросились в правящую коалицию. И никаких угрызений совести при этом.
Но нынешний глава государства неожиданно, и не только для народа, доказал, что слова о честности для него не были пустым звуком. На итоговой пресс-конференции он откровенно признался, что легко мог бы обеспечить своей партии "сокрушительную победу" на парламентских выборах. И даже пояснил, что при его желании соратники получили бы не 26 процентов симпатий электората, как было зафиксировано ЦИК, а все 76. Но не стал этого делать, поскольку осуществил свою давнюю и казавшуюся ранее несбыточной мечту провести в Кыргызстане честные выборы.
Хорошо, что нынче у руля честный гражданин, отличающийся от тех, кто раньше безбожно рисовал цифры народного волеизъявления и раздавал депутатские мандаты в зависимости от личных симпатий.
Нынче президент честно признался, что переживает за будущее. Он знает, что в стране еще многие избиратели готовы продавать голоса. Не исключено, что когда он покинет свой высокий пост, у власти опять окажется человек с деньгами, но без совести. Что тогда станет со страной?
Вот и думается, может, плюнуть на нашу всеобщественную непунктуальность? Все-таки не космические корабли запускаем. Нам бы найти честного человека, которому в ближайшей перспективе сможем доверить страну. Обидно ведь будет, что старались-старались привить в родном государстве честность, а опять не получилось.