Это история о выдуманной семье, которая решила купить квартиру по государственной ипотеке, и о том, хватит ли ей средств осуществить задуманное.
Максату — 35, с отличием он окончил вуз и уже 12 лет работает на государственной службе. Он на хорошем счету у начальства, в семейной жизни также все складывается удачно. Майрам родила ему Алимбека, Нурбека и Айзаду. Первые двое — школьники, а дочка ходит в детский сад.
Но частенько Максат, меняя очередную съемную квартиру, открывал в газетах раздел "Продажа жилья" и, немного помечтав, со вздохом перелистывал на привычную "Аренду".
С прошлого года высокие правительственные чиновники и президент рассказывают о программе "Доступное жилье", где бюджетникам обещают выгодные условия. Отец семейства горько усмехался: ипотека в нашей стране не для бедных.
Однако накануне на работе он услышал в прямом эфире на радио выступление премьер-министра Темира Сариева.
Государственная ипотечная компания начнет выдавать кредиты с 15 января, первоначальный взнос — 30 процентов от стоимости квартиры. Срок погашения — 15 лет под 12 процентов годовых. Первыми жилье получат медики, учителя и соцработники при стаже не меньше трех лет. Плюсы в том, что выдача и погашение исключительно в сомах.
"Мы рассчитали, что в среднем это будет трехкомнатная квартира площадью 70 квадратных метров и стоимостью 3 миллиона. Ежемесячные выплаты составят 12-15 тысяч сомов", — говорил премьер-министр.
Сариев сказал, что в среднем аренда однокомнатной квартиры обходится в 150 долларов или 12-13 тысяч сомов. То есть, взяв квартиру в ипотеку, Максат будет платить те же деньги, но уже за свое жилье.
Тщательно записав условия, он едва дождался вечера и предложил Майрам воспользоваться программой. Жена как раз идеально соответствовала условиям — она уже пять лет работала учительницей.
У более осторожной Майрам возникло много вопросов, и она предложила позвонить в Государственную ипотечную компанию. Ведь каждый сом дорог и ошибка в один процент могла оказаться фатальной. После нескольких звонков Максат узнал ряд подробностей.
Как выяснилось, процентная ставка составит от 12 до 14 процентов — в зависимости от первоначального взноса. Нижний порог в 12 процентов выплачивается при наличии 30-процентного взноса, 13 процентов, если имеется более 20 процентов от необходимой суммы и 14 процентов годовых прописываются при более 10-процентном вкладе. Максат задался вопросом: почему ставка, несмотря на социальную направленность программы, все равно ощутимая?
"В них заложены риски, потери, обслуживание, а также маржа банков, она составляет пять процентов. Первоначально на ипотеку направляется 300 миллионов сомов, затем сумма будет увеличиваться ", — объяснили ему в компании.
Вооружившись калькулятором, супруги занялись подсчетом, сначала сложили свои зарплаты — 16420 сомов Максата и 8914 сомов Майрам. Вышло 25 334 сома. Эта сумма внушала некоторый оптимизм. Было решено затянуть пояса, тратиться лишь на самое необходимое.
Однако пришлось отнять 1300 сомов за детский сад Айзады и по 400 сомов за каждого из школьников. Осталось чуть более 23 тысяч сомов.
"А на что мы будем питаться?" — задалась вопросом Майрам.
От 23 тысяч после вычета 16 тысяч на питание осталось чуть больше семи тысяч.
"Видимо продолжим жить в съемной квартире, наших оставшихся семи тысяч с грехом пополам хватит. Но ни трех, ни двух и ни однокомнатной квартиры нам не видать", — печально признал Максат.
В своем желании наконец-то заиметь свой угол отец семейства не принял в расчет другие, не менее затратные статьи расхода: оплату комуслуг, покупку одежды, проезд, дополнительные сборы в школах и детсадах. А ведь они без остатка съедали скудный бюджет и все немногочисленные дополнительные поступления, когда Майрам удавалось заработать репетиторством, а Максату получалось найти шабашку.
Мужчина еще раз перечитал условия. Они действительно были хорошими, особенно выдача и погашение в сомах, на фоне падения курса национальной валюты. Но с горечью отметил, что они ему не по карману.
"Утро вечера мудреней. Давай еще раз обсудим завтра на свежую голову, возможно, не все так недостижимо", — утешила Майрам.