Современное здание из стекла и бетона — где-то в офисном лабиринте затерян мой будущий собеседник. Маркетолог, директор брендингового агентства Чынгыз Канатбек назвал свой кабинет за прозрачность "аквариумом". Сотрудники его фирмы занимаются не только разработкой логотипов, брендбуков, дизайна рекламы, но также раскручивают странички крупнейших компаний в стране, а еще придумывают, как заставить наши мозги воспринимать какой-нибудь товар так, а не иначе.
— Я где-то читала, что бизнес могут вести лишь семь процентов людей. Когда вы открыли свою первую компанию, у вас не было ни большого опыта, ни специального образования. Почему пошло дело?
Нашим первым заказчиком стала известный стилист и модельер Замира Молдошева. Она хотела организовать модное мероприятие — фестиваль День творцов красоты. Все прошло хорошо.
— Так уж хорошо? С первого раза ни одной оплошности?
— Была одна. Мы хотели воссоздать красную дорожку. Чтобы из лимузинов выходили почетные гости, шли по этой красной дорожке, а фотографы бы их снимали. Все начиналось очень хорошо: гости, дипломаты, популярные персоны, звезды… — все были в сборе. У красной дорожки сновали фотографы. Чем не Канны?
Беда пришла, откуда не ждали: водители лимузинов, которые должны были довезти звезд, не могли синхронизировать свои действия, хотя им заранее выдали маршрутные листы. Нам, организаторам, пришлось лично рулить процессом. Из-за этого график мероприятия сбился на полтора часа. Сейчас осознаю, что нужно было заблаговременно отрепетировать с водителями, как они будут подъезжать, за кем и каких гостей возить.
Однако все остальное прошло гладко.
Через два года мы с моим другом графическим дизайнером Кадыром Батыркановым решили вдвоем создать свое агентство, отделившись от первой команды.
— Я помню, в те годы расцветал гражданский маркетинг. Эсэмэмщики, которые должны были с помощью изображения упругих ягодиц в Фейсбуке побудить народ повалить в какой-нибудь новый фитнес-центр, плодились как грибы после дождя. В чем было ваше кунг-фу?
— Мы старались быть гибкими в плане цен, как только это возможно. Но до дешевизны частников все равно было далеко. Однако у нас было несколько конкурентных преимуществ. Во-первых, мы не просто постили какую-нибудь фотографию с подписью "С добрым утром, друзья!", но и предлагали целую концепцию продвижения.
Во-вторых, Кадыр мог разрабатывать дизайн постов в соцсетях индивидуально под каждого клиента. Это давало нам больше возможностей.
— Сейчас в компаниях каждый сам себе эсэмэмщик. Какие ошибки чаще всего совершают интернетные продвиженцы?
Одно время я писал таким "оригиналам" ответные письма, в которых объяснял, что так делать нельзя, это противоречит правилам Фейсбука и такую страничку могут в любой момент заблокировать. Я также подробно рассказывал им, что лучше всего создать бизнес-страничку от личного аккаунта. Так можно отследить статистику посещений и проплатить, чтобы публикацию увидело как можно больше людей.
— И как реагировали "благодарные читатели"?
— Некоторые соглашались с замечаниями, но чаще всего меня посылали. Иногда вежливо, иногда не очень. Один пользователь даже стал моим клиентом. Но я все равно перестал писать людям такие сообщения.
— А что еще вы можете посоветовать компаниям, которые хотят продвигать что-то в социальных сетях?
— Надо обращать внимание на картинки. Это первое, на что смотрит читатель. Нужно, чтобы они были качественными. Во-вторых, текст. Больше букв — не значит лучше.
Как-то раз я наткнулся в Интернете на рекламу моего друга. На картинке была изображена парочка влюбленных, ужинающих в ресторане. Под ней подпись: "Все еще угощаешь девушку за счет родителей?". Затем следовало объявление о платных курсах по предпринимательству. Очень коротко, но цепляет же, да?
В идеале размер текста в посте должен быть таким, чтобы пользователю не нужно было дополнительно кликать мышкой, чтобы развернуть сообщение.
И еще нужно создавать вирусные посты, которые пользователи сами хотели бы распространять.
— Как этого добиться?
— В теории все просто. Пост должен вызывать у читателя эмоции. Необходимо, чтобы он был полезен, или там можно упомянуть какую-нибудь знаменитость.
— А какие товары для каких соцсетей подходят лучше всего?
В Одноклассниках товары класса "люкс" продвигать не стоит, лучше всего там себя чувствует масс-маркет.
— Я как-то была в Москве и заметила там одну особенность: вывески на магазинах, кафе, ресторанах такие патриотичные-патриотичные. Представляете себе название магазина "Хлебушек" или такой огромный ресторан с колоннами со скромной вывеской "Чебуречная". Почему мы не развиваем свое, родное? Откуда взялись все эти Lounge-VIP-Store?
— В России запрещены вывески на иностранном языке. Можно красоваться латинскими буквами только тем заведениям, которые зарегистрировали свое название раньше принятого закона.
Арт-директор компании, дизайнер Кадыр Батырканов: Я хочу ответить на этот вопрос. Это беда всех маленьких стран. Нам кажется, что у других — больших — государств все априори лучше.
Мы просто еще сами не поняли, какие мы на самом деле крутые.
Сейчас объясню: есть разные страны. Например, страны-хищницы или травоядные. Я хочу, чтобы Кыргызстан стал страной-пандочкой. Очень креативной, культурно богатой, которую все любят. Творчество и культура — вот наше конкурентное преимущество.
— А есть ли шанс, что мы отучимся мимикрировать под итальянцев, например, или американцев и примем то, что есть у нас?
Ч.К.: Я думаю, да. Не так давно мы придумывали бренд для продукции из Нарына, даже не зная, насколько уникальная там продукция. В Астане продают нарынскую говядину по стоимости, в три раза превышающую цены на местное мясо, потому что скот пасется на высокогорье, у него уникальные вкусовые качества. Нужно, чтобы мир об этом узнал.
К.Б.: Нам не нужно делать акцент на то, что мы не умеем делать. Я, если честно, не очень понимаю, когда на жакет европейского фасона клеят кыргызские орнаменты. От этого мы не получим жакет в кыргызском стиле. В нашей культуре есть свои способы кроя.
Все молятся на IKEA. А куда их специалистам до наших мастеров по юртам? Чтобы жилище можно было разобрать, погрузить на лошадей и снова собрать — это же гениально!
— А какой вы видите свою компанию через пять лет?
Ч.К.: Мы планируем выпускать уже свой продукт.
К.Б.: Это пока секрет.