Ох рано встает охрана!
Это на карте граница Кыргызстана с Таджикистаном расчерчена четкой черной линией. Если смотреть на нее вживую, то догадаться, где заканчивается Родина и начинается иностранное государство, невозможно. Там сплошные неприступные горы: Памиро-Алайский и Туркестанский хребты.
Именно отсюда в конце 90-х—начале нулевых годов боевики просачивались к нам. Те события получили название по месту событий — "баткенские".
В настоящее время южный фланг границы защищают бойцы Ляйлякского, Баткенского и Айдаркенского пограничных отрядов. С наступлением лета жизнь служащих начинает бить ключом. Когда с перевалов сходит снег, эти участки становятся популярными среди контрабандистов и террористов. Не передохнуть аж до середины осени.
Работы у пограничников в это время невпроворот: разведывательно-поисковую группу высаживают на каком-нибудь отдаленном клочке земли недели на две, а то и больше. В условиях высокогорья она должна будет не только выживать, но и ловить непрошеных гостей.
Для бывалых военнослужащих это возможность "отдохнуть" на свежем воздухе от построений, заполнения конспектов и прочей рутины. Молодежь из "свежих" офицеров и контрактников влечет военная романтика — испытать себя на прочность, покорить ряд высот. В качестве вознаграждения за труды их ждут костер, тушенка и звездное небо.
Высылка такой группы — своеобразный ритуал, к которому каждый готовится по-своему. В походный рюкзак, помимо обязательных оружия и амуниции, можно взять и личные вещи.
На армейском сленге такие походы называют "военным туризмом" или "военным альпинизмом". Пробыть в пути пару недель, рискуя сорваться с горных троп в бурлящие потоки горных рек, это вам не шутки.
Вы будете ночевать под открытым небом на сырой земле, возможно, на скалах. От холода и ливня укрыться сложно — придется терпеть. Поэтому под военную форму часто надевают теплую "гражданскую" одежду.
А теперь представьте, что у вас за спиной рюкзак с едой и припасами, вы проходите десятки километров в день, да еще и в гору. Хорош туризм, да?
Когда вы нежитесь на пляжах родного Иссык-Куля или идете в кино, знайте: далеко в горах вас защищают люди в форме.
А нужно ли все это?
Зачем столько усилий, подумаете вы. Но где-то там сидит боевик. У него тоже есть Интернет, и он тоже читает новостные ленты. О том, как работают в горах наши. О том, сколько злоумышленников удалось задержать. Он понимает, что Кыргызстан не намерен оставлять труднодоступные участки границ без присмотра.
Боевики и их командиры должны иметь в виду, что кыргызстанские военные знают местность как свои пять пальцев и при случае могут дать достойный отпор любому. Ну и наши граждане должны быть спокойны — известные события 1999 года не повторятся! Уж очень дорого они нам дались.
Ах, если бы сбылась моя мечта…
Если бы гипотетические боевики прорвались, то военные смогли бы отслеживать их перемещения. Спасибо сказали бы и экологи. Наверняка и они заинтересуются фото- и видеоматериалами по таянию ледников, прохождению архаров и иной живности, наличию лесных массивов и прочим.
Представители МЧС также могли бы свою копеечку бросить на содержание БПЛА, им ведь нужно отслеживать ситуацию по оказанию помощи туристам-альпинистам при форс-мажорах.