Председатель наблюдательного совета ежегодного "Балтийского форума" ответил на вопросы корреспондента Sputnik о расширении союза, концепции общеевропейского экономического пространства от Лиссабона до Владивостока и проблемах интеграции.
— Игорь Юрьевич, каким вы видите в ближайшей перспективе развитие отношений ЕАЭС с Европейским союзом?
— Отношения России с ЕС были практически заморожены. Санкции, контрсанкции, продуктовое эмбарго, прочие последствия крымско-украинской истории… Но потихоньку самые трудные узлы развязываются. Соглашения "Минска-2" стараются выполнить обе стороны. К ним подключились и американцы. И они, как сторона, которая может воздействовать на украинскую элиту более эффективно, чем Европа, тоже помогают решить кризис мирным путем.
Один из вариантов, который предложили на "Балтийском форуме" — своего рода "План Маршалла-2" для Украины, при котором ЕС и Россия совместно восстанавливают страну. Предположим, Россия помогает Донецку и Луганску, а Европа и США — основной Украине.
Это должны быть совместные действия по восстановлению всей украинской экономики, это должно быть интересно в первую очередь самой Украине, но и России тоже. У нас вышел фундаментальный труд, в котором мы показали, что разорванные сейчас экономические связи наносят серьезный ущерб в первую очередь Украине, затем России и Европейскому союзу тоже.
Вокруг этого плана возникала дискуссия. С одной стороны, часть своих экономических полномочий Россия делегировала Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Поэтому, если бы мы договорились о каком-то масштабном плане, в нем пришлось бы задействовать не только Россию, но и весь ЕАЭС. Это в принципе реально. В Брюсселе какие-то контакты с Евразийским экономическим союзом поддерживаются, а канцлер ФРГ Меркель дважды от имени всего Европейского союза говорила о том, что экономическое сотрудничество по линии ЕС и ЕАЭС в украинском деле возможно.
— Вы верите, что события на Украине, ставшие причиной разрыва отношений России и ЕС, теперь могут привести к обратному эффекту?
— Да, отношения с ЕС были фактически разорваны и оставались долгое время заморожены. Сейчас они оживают, предпринимательские сообщества всех сторон требует скорейшего решения — сложившаяся ситуация никого не устраивает. Мы несем большие потери, конечно, большие, чем европейцы. Гражданское общество готово изучить возможность восстановления контактов.
Были сигналы минимум от двух высокопоставленных западных политиков — от госсекретаря Джона Керри и министра экономики Франции Эммануэля Макрона, что к лету, возможно, часть санкций будет снята. В этом случае у нас есть представление о том, как ЕС с Россией будут восстанавливать отношения.
Министр иностранных дел Сергей Лавров на пресс-конференции сформулировал общий лейтмотив российской политики — "Запад и Россия нужны друг другу". И хотя много было сказано и о том, что наши отношения теперь будут складываться иначе, тем не менее Лавров надеется на потепление отношений с Западом. А по экономическим соображениям под Западом мы в первую очередь подразумеваем Европейский союз.
— Нынешнее соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС было заключено в 1994 году сроком на 10 лет. Оно вступило в силу в 1997-м и на сегодня безнадежно устарело. Удастся ли заключить новое?
После вступления РФ в ВТО возник целый ряд технических моментов, связанных с режимом наибольшего благоприятствования. Отечественное промышленное лобби настаивало на большем протекционизме, а ЕС просил особый режим, где для европейцев были бы предусмотрены изъятия из обычного режима ВТО. Наша сторона считала это перебором. У нас шли и до сих пор идут споры по энергетическому пакету и так далее.
Поэтому сначала, с моей точки зрения, нужно отменить санкции, снять политические вопросы и начать разговор о более глубоком процессе экономической интеграции.
Полноценный договор о стратегическом партнерстве ЕС и России невозможен, потому что часть полномочий ушла в Евразийский экономический союз. Надо будет как-то договариваться по этой линии. Сторонники внутри ЕАЭС есть, к примеру, уходящий с поста председателя Виктор Христенко. Его заменил представитель Армении Тигран Саркисян, который тоже человек интеграционных взглядов. Поэтому думаю, что после снятия санкций не возобновятся переговоры России и ЕС, а начнется работа в новом формате ЕАЭС — ЕС.
Основная идея, которую президент Путин не раз повторял — нам нужно общеевропейское экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, — никем не отрицается. После восстановления отношений, думаю, возникнут более широкие информационные и переговорные возможности для создания такого пространства.
— Ваш прогноз: сколько лет понадобится для этого?
— Я видел очень быстрые изменения в нашем менталитете – от "холодной войны" к миру, сотрудничеству и стратегическому партнерству, а от стратегического партнерства назад к "холодной войне". И после грузинского конфликта, и сейчас, после украинских событий. Но Российская Федерация — это часть Европы, в этом ни у кого нет никаких сомнений. Даже у так называемых евразийцев, которые говорят о третьем пути.
— Это оптимистический сценарий.
— Да. Пессимистический заключается в том, что украинцам не удастся провести свою конституционную реформу, будет тлеть этот конфликт в Донбассе, мы не сможем передать контроль на границе украинской стороне. Это будет воспринято европейцами и американцами как нарушение "Минска-2", санкции продлят. Есть люди на Западе, которые хотели бы такого продолжения и не готовы разговаривать с нынешним руководством России. Думаю, что есть определенные группы, которые хотели бы и смены власти в России. Они считают, что санкции вызовут крупные социальные проблемы в Российской Федерации. Если позиция этих ястребов возобладает в США и Европе, то ситуация обострится. Если же нет, то с июня можно было начать процесс восстановления отношений и, как сказал Сергей Лавров, общего потепления.
А там блок за блоком продолжились бы переговоры ЕС и ЕАЭС, по энергетическим проблемам, а это "Северный поток-1", "Северный поток-2", восстановление транзита через Украину и так далее. Это сотрудничество довольно быстро переросло бы в полномасштабное. Исторически, повторяю, я подобное наблюдал. Поэтому не думаю, что это займет много времени.
— А в целом Евразийский экономический союз — это противостояние с ЕС, обида на Запад или просто бизнес?
— Нет, точно не противостояние и не обида. Евразийский союз был задуман еще до всяких санкций и событий на Украине, когда Казахстан, Беларусь и Россия ждали вступления в ВТО. На них сыпалось такое количество указаний на необходимость доработки законодательства, таможенной политики, санитарного контроля, что в какой-то момент возникла усталость. Мы 17 лет переговаривались с казахами, белорусами, которые, кстати, до сих пор не вступили в ВТО. Поэтому у нашей тройки возникала необходимость как минимум более тесной экономической интеграции. Было много форматов — Таможенный союз, "пятерка", "семерка" — после развала СССР возникали различные комбинации и форматы объединения.
Мы создавали свой союз, открывали границы, принимали законы, развивались и доросли до уровня более плотной интеграции. Появились общее экономическое пространство и инфраструктурный и экономический мост в Китай, который тоже через межправительственные соглашения к этому процессу подключался. Мирный процесс врастания в глобальную экономику — вот что это было поначалу. Но потом, когда обострилась экономическая и политическая ситуация, работа в Евразийском союзе пошла быстрее. Раз куда-то не пускают, надо наводить порядок хотя бы здесь.
Пока ЕАЭС — объединение трудное. Это не совсем тот полновесный союз, который мы хотели создать. Но начало положено. Политика в нем преобладает над экономикой.
С планами расширения ЕАЭС, думаю, мы повторяем ошибки Европейского союза, когда тот начал по политическим мотивам принимать сначала Грецию с Португалией, затем Болгарию, Румынию и так далее. И начал испытывать большие трудности в управлении. Экономики этих стран оказались совершенно несовместимы. Другое дело, что новые экономики, врастающие в Европейский союз, тут же подчинились общим правилам.
У нас все будет сложнее. Но и союз наш меньше. Там 500 миллионов человек, а в ЕАЭС только под 200 наберется. Сейчас Кыргызстан и Армения вступили, идут дальнейшие переговоры. Но это все-таки малые экономики, они будут в значительной степени субсидироваться Россией.