О том, что в Бишкеке живет девушка Наталья Ельева, которая ведет курсы для беременных и профессионально фотографирует новорожденных, я узнала из ее странички в Фейсбуке. Она сама написала о своей жизни целый пост.
Прочитав его, подумала: почему мы, кыргызстанцы, такие скромные и стесняемся говорить о своих заслугах? Как же тогда узнать, что среди нас живут такие интересные люди?
— Как вы пришли к тому, чтобы готовить женщин к родам?
— У меня два высших образования: я и врач, и психолог. Одно время работала в медицинском центре детским психологом, и ко мне приводили малышей, которые пострадали от того, что их матери не знали, как правильно рожать.
— А что, так бывает?
— Конечно! Они почему-то думают, что на родах врачи обязаны объяснить, что делать. Но медики только контролируют процесс. Иногда будущие мамы при родах не экономят силы и, когда наступает ответственный момент, просто падают в обморок или отказываются рожать. Для малыша это может обернуться кислородным голоданием и отмиранием клеток мозга. Самым мягким последствием такого незнания может стать внутричерепное давление у ребенка. А уж о тяжелых и говорить не хочется.
— На это уходит достаточно много времени. Я даю объявления в социальных сетях, оставляю брошюрки в специализированных клиниках, магазинах игрушек. Там, где могут "водиться" будущие мамы. Сейчас большую роль играет сарафанное радио. Ко мне ходят женщины, которые заботятся о своем здоровье и о здоровье ребенка.
— Наверное, в основном ожидающие первенца?
— Я сначала тоже так думала. Но ко мне стали приходить мамочки и с двумя, и с тремя детьми. Даже была дама, которая ожидала седьмого ребенка. Казалось бы, ей самой нас учить. Но нет, она усердно занималась.
— Слушайте, а как вы с беременными общаетесь? Они же такие капризные, эмоциональные…
— Это преувеличение. У нас очень ответственные женщины. Помните недавний сильный снегопад? Обычно в таких случаях люди придумывают отговорки, чтобы побыть дома. А вот на мои занятия все женщины пришли!
— Считаете ли вы, что мужчина должен присутствовать при родах?
— Только если он готов. Но не стоит заранее смотреть видео с родами, это только для врачей! Мужу не надо смотреть "туда". Его задача — лишь поддерживать жену. Я знаю многие пары, которых это сблизило.
— А как вы пришли к тому, что можете фотографировать беременных и новорожденных?
— Я никогда не хотела стать профессиональным фотографом. Для себя прошла курсы фотографии в Москве. Потом девочки стали проситься, чтобы я их поснимала.
— А есть ли какая-то мода фотографий для беременных?
— Какое-то время все хотели фотографироваться с резными буквами, знаете, такие таблички "Любовь" или "Счастье". Или с пинетками. Но я такое не люблю. Мне нравится, когда минимум аксессуаров и ничего не отвлекает внимания от самой женщины.
— Сейчас среди голливудских звезд модно фотографироваться голыми во время беременности. А вас просили сфотографировать ню?
— Да, такое однажды было. Получилось очень красиво. Но обычно наши девушки не любят такие откровенные фотографии. Даже обнаженный живот для многих перебор.
— А что касается новорожденных? Что тут в принципе сложного — ребенок спит, вы снимаете…
— Это один из самых сложных видов съемки. Новорожденных надо фотографировать до того, как им исполнится четырнадцать дней. Тогда они еще сохраняют внутриутробное положение. Для съемки я выделяю целый день.
— Сколько? День ради нескольких удачных кадров?!
Чтобы сделать снимок, младенца надо покормить, убаюкать и уложить спать. С каждой сменой одежды этот алгоритм надо повторить. А теперь добавьте к этому детские неожиданности…
— Представьте, ребенок уже лежит красиво одетый, убаюканный, поза идеальная, свет выставлен, вы уже готовы сделать сногсшибательный кадр… и вдруг хлопает дверь, малыш просыпается и… все сначала. Не раздражает?
— Нет, это же часть моей работы. Для фотографирования детей постарше есть свои правила. Например, вы никогда не заставите малышей от одного до четырех позировать. А родители почему-то убеждены, что лучшие фотографии получаются именно в студии.
Я считаю, что ребенка лучше всего снимать, когда он в естественной среде: играет дома или бегает на улице.
— Но ведь не у всех дома дизайнерский ремонт с антикварной мебелью…
— Это обстоятельство часто смущает родителей. Но я им объясняю, что мне важно запечатлеть их эмоции, их счастье, а не состояние табуреток или стен. Я всегда заранее встречаюсь с заказчиками, и мы выбираем подходящие для съемки места.
— Часто ли приходится пользоваться фотошопом для ретуши детских снимков?
— Фотошопить детей — это грех. Единственное, что могу себе позволить, — это убрать все синяки и царапинки. Ведь они завтра пройдут, а снимок-то останется. Ну еще фон могу "причесать".
— А беременные просят сделать их красивее с помощью графического редактора?
— Иногда. Некоторым кажется, что они слишком толстые. Хотя я знаю, что через много лет они будут смотреть на эти фотографии и восхищаться: "Какая же я была красивая!".
А еще я однажды фотографировала шикарную женщину с малышом. Посмотрев снимки, она пришла в восторг… от своего малыша! А вот сама себе не понравилась. Сказала, что слишком большой нос.
Но я все равно стараюсь не менять черты лица. В конце концов, это совсем не важно.
— А вас не раздражает, когда мамочки начинают кошмарить соцсети фотографиями своих чад?
— Нет, я отношусь к этому с пониманием. Меня гораздо больше раздражают бессмысленные селфи. Просто одно и то же лицо в разных ракурсах.
Если женщина постоянно выкладывает в социальные сети фотографии своих детей, это значит, что у нее есть смысл жизни. Это же здорово!