Бизнес на чувствах: секреты молодых кыргызстанских предпринимателей

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Истории этой недели под стать внезапно нахлынувшей эйфории любви после прошедшего дня всех влюбленных — мимишные и трогательные. Не сопротивляйтесь, давайте поговорим о любви. А точнее, о ее меркантильной стороне: бишкекские предприниматели приоткрыли эту завесу тайны.

Sputnik Кыргызстан подготовил истории молодых бизнесменов, которые точно знают, как устроить идеальное свидание, как развестись и не остаться психом или банкротом. Последнее было шуткой.

Наргиз Чыналиева, 30 лет — основатель творческой студии DILDEN: 

— Желание создавать что-то свое и одновременно страх долго не давали мне покоя. 

© предоставлено Наргиз ЧыналиевойОснователь творческой студии DILDEN Наргиз Чыналиева, 30 лет
Основатель творческой студии DILDEN Наргиз Чыналиева, 30 лет - Sputnik Кыргызстан
Основатель творческой студии DILDEN Наргиз Чыналиева, 30 лет

Будучи студенткой-первокурсницей, я создавала картины с историей на заказ. Это была окрыляющая работа — я занималась тем, для чего рождена, и даже получала за это деньги.

Как-то меня пригласили принять участие в проекте создания открыток. Тогда я была безумно рада этой возможности и с удовольствием принялась за работу. Но, к сожалению, уже через пару месяцев проект закрыли. Было решено организовать новый, связанный с созданием продуктов дизайна из бумаги вручную.

Сладости в тарелке. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
"Сладкий" бизнес в Кыргызстане: истории любимых кондитерских Бишкека
В голове давно была идея создать платформу для таких же творческих скитальцев, как я. Мне хотелось, чтобы талантливые люди делились своим видением и воплощали фантазии, при этом получая гонорары.

Так 3 года назад в Бишкеке появилась студия "От всей души" — DILDEN, к созданию которой я шла более 10 лет. Больших первоначальных вкладов не было — только сумма, которая есть в кармане почти у каждого бишкекчанина. Со временем собралась команда-фрилансеров, в ее составе сейчас уже 15 человек. Эти люди работают над созданием индивидуальных продуктов, которые непременно подарят радость людям. Например, открытки к Дню св. Валентина.

Первое время мы работали в суровых условиях. Сейчас я могу смело сказать, что это успешный и активно развивающийся проект. Работа над ним делает нас счастливыми и позволяет быть финансово свободными.

Конечно, как и в любом деле, в управлении студией есть свои сложности. Сейчас на моих плечах лежит почти весь процесс — от поиска клиентов до доставки готового продукта заказчику. Для меня, как для художника и эмоциональной девушки, это сложно не только физически, но и психологически.

Но при этом я точно знаю одно — чтобы развиваться и добиться успеха, нужно много работать и быть в постоянном поиске креативных и альтернативных путей решения задач, особенно сейчас, в новые времена.

Эрик Абдыкалыков, 21 год — основатель агентства организации оригинальных свиданий и досуга April:

— Уже 3 года мы удивляем людей и доводим их до состояния полного восторга. 

© предоставлено Эриком АбдыкалыковымОснователь агентства организации оригинальных свиданий и досуга April Эрик Абдыкалыков, 21 год
Основатель агентства организации оригинальных свиданий и досуга April Эрик Абдыкалыков, 21 год - Sputnik Кыргызстан
Основатель агентства организации оригинальных свиданий и досуга April Эрик Абдыкалыков, 21 год

История агентства началась с внезапного звонка моей подруги. Она была в отчаянии от того, что не знала, как поздравить сестру и ее мужа с годовщиной свадьбы. Обратилась ко мне, потому что знала о моем опыте организации мероприятий и давней мечте делать жизнь людей ярче.

Свидание для супругов в честь их седьмой годовщины получилось потрясным. Прошло оно на крыше офиса, в котором я тогда работал. Цветы, музыканты, вкусный ужин и необычный маршрут к "праздничному" столу превратили серьезного мужчину в любопытного ребенка, а девушку поразили до слез.

Режиссер и юморист Асхат Табалдиев. Архивное фото - Sputnik Кыргызстан
Юмористический бизнес в Кыргызстане: истории лучших комиков страны
Тогда я и задумался о старте своего "романтического" бизнеса. Сначала работал один, организовывая свидания для своих друзей, а потом уже собрал команду. Сейчас нас 6 человек, мы вместе и мебель затаскиваем на крыши, и кейсы для свиданий разрабатываем.

Стартовый капитал был минимальным — около 300 долларов, которые мы потратили на покупку стульев с накидками, дизайнерской скатерти и салфеток. Разместили рекламу на отечественных интернет-платформах: тогда разрабатывать свой сайт было нецелесообразно. Первых клиентов не пришлось долго ждать.

Несмотря на это, первое время нам было очень сложно выработать модель общения с заказчиками — объяснить кто мы и что делаем. Освоились через год, тогда и получили первые плоды своего труда — число желающих провести романтичный уикенд со своей половинкой увеличилось.

Но все равно нет такого спроса, как хотелось бы. Консервативность кыргызстанцев мешает им решаться на что-то кардинально новое вместо привычных свеч и вина на белой скатерти. Поэтому сейчас у нас в планах создать агентство в Алматы, где наши предложения найдут понимание. Ведь то, что мы предлагаем, уникально. Свидания в виде квеста и весьма нестандартные локации для признания в любви, предложения руки и сердца или извинения популярны у людей 25-35 лет, сравнительно давно состоящих в любовных отношениях.

Ну а я остаюсь сапожником без сапог: никогда не делал для своей возлюбленной то, что делаю для клиентов. Я строго наказал себе удивлять ее совершенно другими способами. 

Сапар Ибраев, 22 года — организатор ужинов в темноте:

— В этом году к Дню святого Валентина я решил реализовать идею своего давнего знакомого — организовать ужин в темноте. Последние 5 лет эта услуга стала популярной в Европе, мы решили удивить ею и бишкекчан. 

© предоставлено Сапаром ИбраевымОрганизатор ужинов в темноте Сапар Ибраев, 22 года
Организатор ужинов в темноте Сапар Ибраев, 22 года - Sputnik Кыргызстан
Организатор ужинов в темноте Сапар Ибраев, 22 года

Договорились с несколькими столичными ресторанами о предоставлении помещения и разработали схему мероприятия — от встречи пары официантами до проводов домой. Из-за нехватки финансов нам не удалось соблюсти европейские стандарты: прибор ночного видения оказался дорогостоящим вложением. Поэтому официант освещает мрак свечой, а клиенты ужинают с завязанными глазами.

Валентинки из говядины — маркетинг мясника с Ошского рынка
Несмотря на то что мы заявили о себе всего пару недель назад, уже успели организовать свидание в темноте для двух влюбленных пар. Они остались довольны, хотя не справились с кухонными приборами в темноте и начали есть руками. Кстати, меню, разработанное шеф-поваром, предусматривает это.

Пока бишкекчане скептически смотрят на нашу странную услугу, но активно звонят и задают много вопросов. А это уже хорошо, ведь это только проба, а не твердое намерение заработать миллион.

Лента новостей
0