Саламатсызбы! Кандайсыз?
Надеюсь, что вы не хвораете. Я же погрузилась в изучение культуры кыргызов и языка, как аквалангист погружается на дно океана в поисках чего-то ценного. Гениальность аналогии неоспорима, чынбы?
Избавлю вас от ненужных философствований и перейду к самому интересному — началу моего невероятного путешествия в мир культуры кыргызов.
Стремление больше узнать о традиции заплетать "особые" косы привело меня к Айпери Асыгалиевой — сравнительно молодому борцу за сохранение духа и культуры кочевников.
Отвлечемся.
Сказка о кыргызстанской Золушке
Жил-был один… Да не, сюжет всем давно знаком, как и главные герои сказки — отец-вдовец, мачеха-маразматичка, Золушка-хлопотушка и тетя-кудесница.
Помните момент, как несчастную и горько плачущую Золушку навещает добрая фея? Так вот, в нашем случае все с точностью до наоборот — к доброй фее Айпери-Золушке я пошла сама. Она встретила меня в белоснежном головном уборе — элечеке и серебряных украшениях…
Лохмотья светской Золушки превратились в роскошный наряд из хлопка и бархата, меня также одарили серебром и не хрустальными туфельками, а маасы-галош. "Что это такое?— спросите вы. — Это галоши в массы? Мокроступы в толпу?"
На самом деле это чрезвычайно удобная и практичная обувь кыргызов. Маасы — кожаные сапожки без твердой подошвы, поверх которых надеваются галоши.
Но суть не в этом. Не поехала бы Золушка на бал, не восхищались бы ее красотой, не будь у нее беш кокул. С первой частью выражения я разобралась безошибочно — по аналогии с вкусным словом "бешбармак". Беш — "пять", все должны это еще со школьной скамьи помнить. Кокул — челка, причем даже лошадиная. Так может, мясо с костью подвязывали к лошадиной копне, а не к девичьей? И подвязывали ли вообще?
Айпери Асыгалиева развеяла мои сомнения, рассказав о давней традиции кыргызов заплетать косы-абрикосы незамужним девушкам — беш кокул. Поэтому абрикосы здесь ни при чем, как и животное из отряда непарнокопытных.
У кыргызов есть целый кодекс правил по плетению кос. Конечно, он не оформлен, подобно конституции, на белой бумаге под толстым корешком, а передается лишь из уст в уста, из поколения в поколение. И трактовок здесь тысячи.
Кстати, по заверениям моей "заплетательницы", утверждение, что раньше к косе девушки подвязывали мясо с костью, — полный бред и провокация.
А правда вот в чем. У женщин из более состоятельных семей были популярны накосные украшения — чач учтук. Обычно они были выполнены из серебра, украшались кораллами и играли роль не только украшения, но и оберега. Название этого изделия говорит о состоятельности хозяйки.
Девушки из семей попроще могли рассчитывать только на чач кап или чач пак. Чач — волосы, кап — футляр. Так вот, футляр для волос шили из красного бархата и по возможности расшивали монетами или бисером. Он оберегал длинные косы девушек от пагубного влияния внешней среды и привлекал внимание женихов.
Чач пак — это еще один бюджетный вариант накосного украшения. Если бы предки кыргызов следовали правилу "что вижу, то и говорю", украшение называлось бы "чач тасма". Чач — волосы, тасма — лента. Чач тасма — лента для волос. Тасму делали из черного шелка и по желанию украшали.
Но так как я пока девушка незамужняя, мне не достались ни чач учтук, ни чач кап, ни чач пак. Зато заплели мне беш кокул — по пять косичек. Надели на меня тебетей из меха куницы, украшенный уку — композицией из совиных и лебединых перьев. А я сначала со смехом, а потом и с приятным удивлением разглядывала себя преображенную в зеркале.
"Теперь я сулуу кыз", — подумала про себя.